Причина есть всегдаПочему проблема, в решении которой заинтересовано государство, упорно не решается? На каком чиновничьем уровне, с какой целью и кому в угоду предпринимаются меры, чтобы современный ярусный флот скоро год, как «на приколе»? Рыбаки 12-ти камчатских судов ярусного промысла снова решились на акцию протеста. Во время выездного заседания профсоюзного комитета ЗАО «Акрос» на борту СЯМ «Групер», на котором присутствовали капитаны ярусоловов и члены судовых комитетов, было решено 26 октября выйти на митинг, чтобы вновь обратить внимание властей всех уровней и общественности полуострова на ситуацию вокруг этих рыбацких судов. |
А получилось как всегда
Напомним, что 12 судов ярусного лова для Камчатки были построены в рамках программы модернизации российского рыболовного флота по кредитному соглашению 1992 года с банком KFW на германской верфи под государственную гарантию России.
В 1994 году обязательства солидарного заёмщика по кредитному соглашению перешли от компании «Рыбкомфлот» к ЗАО «Акрос». Как и 99 % акций кипрской компании «Оходск Фишинг Компани», созданной Рыбкомфлотом для регистрации судов в собственность. Для разграничения финансовых потоков в апреле 2002 года фрахтователем ярусоловов было создано ООО «Камчатка-Восток», менеджмент в которой по договору осуществляют специалисты ЗАО «Акрос».
Всё это время над ярусоловами развевался российский триколор, на них работали российские моряки. Суда никогда не уводились под «удобный» флаг, их деятельность была прозрачной. Рабочими местами были обеспечены 450 рыбаков, поддерживающих заработанными деньгами семей (в общей сложности более одной тысячи человек). На обслуживании ярусоловов работали флотская инфраструктура, камчатский судоремонт и портовое хозяйство. В бюджеты различных уровней от работы ярусоловов ежегодно поступало не менее 100 млн. руб. налогов и платежей.
Но с 1 января согласно части 4 статьи 16 федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» запрещается осуществлять рыболовство судам, принадлежащим иностранным лицам. Принимавшие эту норму законодатели хотели сделать как лучше – выдавить из российской экономзоны поляков, китайцев и пр. Но получилось как всегда: из-за затягивания правительственными ведомствами решения вопроса о передаче в госсобственность суда ярусного промысла, формально принадлежащие кипрской компании, но всегда работавшие под российским флагом, с российскими экипажами и на благо России, наиболее эффективно осваивавшие прибрежные квоты, оказались намертво привязанными к берегу.
Всех к стенке!
Когда идёшь к ошвартованному у пирса рыболовному судну, видно, что на нём кипит работа. Пришедший из рейса траулер тут же начинают готовить к выходу в море – загружается промысловое оборудование, ведётся межрейсовый ремонт, краны перегружают на борт судна тару, несущие вахту рыбаки подкрашивают надстройки.
Но ничего подобного нет на ярусоловах, десятый месяц стоящих у причалов. Здесь повисла тишина. Но тишина эта таит в себе огромное напряжение людей, почти год лишённых работы и нормального заработка. Как рассказал капитан СЯМ «Калкан» Михаил Юрьевич Галахин, обстановка в семьях членов экипажей ярусоловов сложилась непростая. Как говорится, «дошли до ручки». Раньше жёны рыбаков, приходивших после рейса, чувствовали себя королевами. Как теперь могут они относиться к мужьям, получающим порой меньше их? Не всех можно убедить и дальше ждать лучших дней – нередко домашние скандалы заканчиваются разводами. Рыбаки не понимают, как могло случиться, что российские граждане могли лишиться своего основного конституционного права – права на труд?
Они выходили на улицы города с плакатами, требовали дать им возможность выйти в море. Государство тратит огромные средства для минимизации последствий мирового финансового кризиса, миллиарды рублей. направлены на создание новых рабочих мест и сокращение безработицы в стране. А здесь у стенки стоят готовые к промыслу суда с профессиональными экипажами, которые готовы в любой момент выйти на промысел.
Было непросто содержать в течение почти 10 месяцев рыбацкие суда в хорошем техническом состоянии. Но для экипажей их ярусоловы стали чуть не родным домом, говорит М.Ю. Галахин: «Я большую часть жизни провёл на судне. Здесь остались такие же профессионалы, которые знают – «на авось» в море не выйдешь. Поэтому мы и поддерживаем траулер в соответствующем состоянии». Но сколько ещё судовладелец будет давать средства на содержание судов, на сколько хватит терпения у рыбаков, работающих сейчас на голом энтузиазме за чисто формальную зарплату? Всё это может кончиться тем, что современные ярусоловы найдут пристанище где-нибудь на «бочке» и станут тихо гнить и разворовываться, а потом уже будет проще купить новые суда, чем восстанавливать эти СЯМы.
Между тем, у основных рыбопромышленных предприятий края — суда, построенные в 1970-80-е годы, они часто ломаются, иногда возникают ситуации, когда под угрозой безопасность экипажа. Сейчас много говорится о том, что кадры рыбацкого флота стареют, специалисты уходят на пенсию. Но как привлечь на флот молодёжь? Ей интересно работать на современных судах (именно такими и являются камчатские ярусоловы), оснащённых самыми современными приборами навигации, технологическим оборудованием. Пришли на ярусоловы выпускники технического университета, но посидели в резерве и ушли, рассказывает М.Ю. Галахин. Понятно, что им нужно набираться опыта, нарабатывать практику. Но ярусоловы стоят у причала. А на старые суда молодые специалисты идти, как правило, не хотят — вот и уходят в коммерцию.
Однако откуда взяться новым судам, если российские заводы неспособны строить современные траулеры, а бербоут-чартерную схему, по которой работает весь мир, рассуждает М.Ю. Галахин, в России назвали неправильной?
Это такая “шутка юмора”?
Работа над тем, чтобы отправить суда в море, продолжается. В ней активно участвует краевой центральный комитет российского профсоюза работников рыбного хозяйства, на недавнем пленуме принявший соответствующее обращение к федеральным властям.
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) обратилась к руководителю фракции «Единая Россия» в Госдуме В.А. Пехтину с письмом, где просит его способствовать решению проблемы рыбопромыслового флота, по которому не окончена процедура перевода в российскую собственность. У депутатов Госдумы из дальневосточных регионов (и особенно у Ирины Анатольевны Яровой) эти обращения отклик нашли, чиновники пытаются внести соответствующие изменения в законодательство. Обращались рыбаки и к представителям местной законодательной власти, получив заверения в том, что краевые парламентарии помогут в решении этой проблемы. Да что говорить, по этим вопросам дано уже два поручения председателя правительства РФ!
Пока же итог десятимесячной работы: 9 октября судам ярусного промысла выдано временное «Свидетельство на право плавания под флагом РФ» на два года.
Однако в свидетельстве написано, что плавать можно, а промысел вести нельзя!
Получается, что ещё два года рыбаки будут вынуждены искать способы выживания и выходить в море не на промысел, а лишь на прогулку, чтобы посмотреть, как работают другие.
Но рыбаки и их семьи больше не имеют сил и не хотят терпеть издевательства над собой.
Они решили выйти 26 октября на митинг. Если и это не заставит тех, от кого зависит их судьба, обратить внимание на их проблему и приложить силы для её скорейшего решения, они оставляют за собой право объявить бессрочную голодовку.
Хотя в случае, если кто-то сознательно затягивает урегулирование создавшейся ситуации, чтобы современный флот перешёл в чьи-то удобные руки, то адекватная реакция вряд ли последует.