Газета «Рыбак Камчатки»

Нужно переносить автодорогу. Срочно!

Проложенная вдоль магистрального газопровода. она уже нанесла существенный урон краю и его природе

ОАО «Газпром» по предложению Камчатского края рассматривает вопрос о финансировании переноса 48-километрового (уже построенного) участка автодороги «Карымай – Соболево», находящегося на ненормативном (ближе 50 м) сближении с магистральным газопроводом.

В настоящее время из общих 200 км автодороги до Соболево построено 65 км (32,5%), из них 48 км (74%) – ближе 50 м, и только 17 км (16%) – без нарушений и на безопасном расстоянии! Таким образом, чтобы край получил дорогу до Соболево, предстоит заново построить 183 км (?92%)!ФГУП “КамчатНИРО” предложил ОАО «Газпром» и правительству края рассмотреть вопрос о переносе 183-х км трассы из зоны максимальной плотности нерестилищ лососей в реках, сосредоточивших в себе 48% нерестового фонда Западной Камчатки. Напомним, в 2000 году началось строительство большого (от Колпаковского прогиба до краевого центра) газопровода и параллельно стали возводить автодорогу на Соболево. В пределах западного побережья было предложено два варианта строительства: «Предгорный» – в едином техническом коридоре с магистральным газопроводом в зоне максимальной плотности и продуктивности нерестилищ, и «Прибрежный» – вдоль берега Охотского моря ниже основных нерестилищ. Предполагалось, что этот вариант обеспечит надежное сообщение между Усть-Большерецким и Соболевским районами с охватом всех прибрежных рыбацких поселков, речных и морских участков и станов, а также наилучшую охрану рек. Но этот вариант без достаточных технико-экономических и инженерно-экологических обоснований был отклонен, как «более дорогостоящий», хотя КамчатНИРО, ВНИРО и Камчатрыбвод настаивали именно на этом варианте, при котором ожидалась наибольшая сохранность нерестовых рек и лососей от браконьерства. В ходе многолетнего (2000-2009 гг.) мониторинга строительства автодороги общего пользования в едином техническом коридоре с магистральным газопроводом, который проводил ФГУП «КамчатНИРО» и ФГУП «ВНИРО» было подтверждено, что «Предгорный» вариант в значительной степени противоречит интересам рыбного хозяйства Камчатки и долговременной концепции устойчивого развития региона. Так, за последние 8 лет искусственные сооружения на водных переходах нанесли ущерб водным биоресурсам в размере не менее 55 млн. руб., что многократно превысило изначально допустимые издержки. Данный вид ущерба продолжает наноситься каждой конкретной реке ежегодно, и его негативное влияние будет наблюдаться до тех пор, пока не разрешится вопрос восстановлении всех водотоков. Никакими мероприятиями по искусственному разведению и восстановлению численности лососей этот ущерб не компенсируется. Не менее тяжким последствием строительства автодороги общего пользования стал неограниченный и легкий доступ в ранее труднодоступные места и рост браконьерства: в этот период безнаказанно нарушались требования по ограничению и запрещению проезда по трассе магистрального газопровода неспециализированного транспорта. Фактически произошло перечеркивание первоначальных проектных решений – охраняемый ведомственный вдольтрассовый проезд со временем превратился в бесхозную дорогу общего пользования.

Все попытки взять под охрану автодорогу и вдольтрассовый проезд на участке «Карымай – р. Порожистый» ни к чему хорошему ни привели – выяснилось, что ни один из стационарных постов – перед р. Начилова (2001-2003 гг.), на р. Порожистый (2004 г. и 2009 г.) и на р. Правый Кихчик (2008 г.) – не сдерживал рост браконьерства и не обеспечивал охрану всего района обширных разрезанных нерестилищ, которые стали доступны для многочисленных браконьеров. Вывоз рыбы и икры на машинах стал чрезвычайно прост. Трасса магистрального газопровода в бассейнах р. Большая, Утка, Кихчик, Пымта и Коль, пересекающая многочисленные водотоки, уже нанесла существенный урон воспроизводству лососей. В отдельные годы в период 2001-2008 гг. с нерестилищ этих рек вывозилось до 30 и более тонн незаконно добытой лососевой икры. Браконьерское изъятие лососей в бассейнах камчатских рек и озер, вдоль которых пролегают автомобильные дороги, достигает 90 % от заходов. Поскольку от трассы магистрального газопровода и дороги уже выросла сеть грунтовых дорог параллельно основным рекам, этот уровень браконьерского изъятия теперь может быть распространен на весь район магистрального газопровода и вдольтрассового проезда. Установить шлагбаумный режим и тем самым ограничить доступ граждан на автодорогу общего пользования – незаконно с позиций действующего законодательства РФ и уже неоднократно обжаловалось браконьерами через органы прокуратуры. В итоге за все эти годы экономике региона и воспроизводству лососей браконьерством был нанесен колоссальный ущерб – более 500 миллионов рублей. Сложившаяся ситуация требуют незамедлительного принятия решения о переносе 92% (заметим, что очень важно, – пока ещё несуществующей и нормально не построенной!) автодороги не на 50 м, а по меньшей мере на 50 километров от магистрального газопровода. Т.е. по «Прибрежному» варианту! Ведь Западная Камчатка является уникальным по своей продуктивности регионом, имеющим огромное промысловое значение для рыболовства и обеспечения рыбной продукцией не только населения Дальнего Востока, но и всей России и, как следствие, для продовольственной её безопасности.

Реки Западной Камчатки уникальны по биологическому разнообразию популяций и форм диких лососей и не имеют аналогов в мире. Устойчивое существование и воспроизводство водных биоресурсов является тем базовым, абсолютно необходимым условием, без которого невозможна стабильная работа и развитие рыбохозяйственной отрасли. Столь масштабное строительство, как газопровода, так и автодорог, должно вестись в соответствии с всесторонне выверенной и научно обоснованной стратегией устойчивого развития региона при неукоснительном обеспечении устойчивости водных экосистем и охраны биоресурсов, которые в отличие от минеральных ресурсов, в частности нефти и газа, самовоспроизводятся и потому бесценны. При принятии такого экологически и экономически значимого решения для региона необходимо иметь четкие и объективные представления о последствиях необдуманного развития автомобильной транспортной инфраструктуры на Западной Камчатке, пока ещё негативные последствия не стали необратимыми. Строительство автодороги общего пользования между двумя районными центрами Камчатки по «Прибрежному» варианту с одновременным закрытием «Предгорного» участка с 17 по 65 км оптимальным образом решит проблему браконьерства.

Такую автодорогу будут охранять сами рыбопромышленники, заинтересованные в стабильном воспроизводстве ресурсной базы и наращивании рыбных запасов для промысла. Других предпосылок и возможностей перелома развивающейся крайне негативной тенденции деградации нерестилищ и лососевых популяций рек Западной Камчатки от браконьерства не существует. В пользу данного предложения говорит и тот факт, что даже с постройкой автодороги вдоль газопровода, приморский путь – по морскому побережью – через устья рек остается жизненно важным для региона и рыбохозяйственного комплекса Камчатки в целом. И хотя этот путь ежегодно уносит по нескольку человеческих жизней и утопленной большегрузной техники, он как использовался рыбаками, так и будет использоваться для сообщения прибрежных рыбацких поселков, речных и морских (прибрежных) рыбопромысловых участков, заводов и станов. И отсутствие здесь обустроенной автодороги сегодня приводит к тому, что люди и в будущем будут тонуть при форсировании рек побережья Западной Камчатки. Это предложение также частично решает вопрос безопасности газопровода, поднятый эксплуатирующей организацией ООО «Газпром трансгаз Томск» на совещании 22.05.2009 г. у заместителя председателя правительства края С.А. Пахомова – по предупреждению повреждения автотранспортом и стрельбы из охотничьего и служебного оружия по надземным переходам трубопровода.

Предлагаемые концептуально-альтернативные предложения по переносу автодороги «Карымай – Соболево» продиктованы исключительно из соображений необходимости соблюдения природоохранного законодательства РФ, сохранения уникальных лососевых речных экосистем Западной Камчатки, требований безопасности и здравого смысла. При этом обязанность охраны рек от браконьерства и поддержания дорог (после завершения строительства и рекультивации) на «Прибрежном» участке должна быть возложена на рыбопромышленные организации, а на «Предгорном» – на ЗАО «НПК Геотехнологиия» и эксплуатирующую организацию ООО «Газпром трансгаз Томск».

ПРЕСС-СЛУЖБА ФГУП «КамчатНИРО».