Газета «Рыбак Камчатки»

Interfish-2009: Кто ближе к столице, тот и в почёте?

19-22 октября в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» проходила первая международная рыбохозяйственная выставка INTERFISH

Организаторы — Федеральное агентство по рыболовству и ООО «Старая крепость».

Как сообщили в пресс-релизе по её итогам, «в приветственном обращении к участникам и гостям выставки первый вице-премьер Виктор Зубков подчеркнул особую значимость отраслевой выставки для отечественного рыбохозяйственного комплекса, который обладает значительным промышленным ресурсом, солидным кадровым потенциалом и по праву считается одной из ключевых отраслей АПК и в целом экономики России.

То, что такая выставка учреждена и будет проводиться отныне ежегодно, как пообещал глава ФАР, замечательно. Но хотелось бы, чтобы организаторы учли те просчёты и неувязки, которые были допущены в этом году.

Вот с какими впечатлениями вернулась из Москвы ведущий технолог ООО «Рыбхолкам» Наталья Ивановна КУЖИМ:

— Наше предприятие существует с 1993 года, и уже 10 лет участвует во всех выставках — и российских, и международного класса. Продукция у нас хорошая, нам не стыдно выставлять её на мероприятиях любых уровней. В последние годы очень выросли цены за аренду площади, теперь край делает общий стенд региона. Но это даёт и плюсы. Когда мы представляем свою продукцию на общем стенде, от коллег узнаёшь много полезного — посетители задают вопросы по разным видам продукции: и по крабам, и по консервам. В профессиональном отношении мне, как технологу, вся информация интересна.

Выставка, конечно, хорошая. Но поскольку первая, то, естественно, не все организационные моменты удались. Например, проявились транспортные проблемы: добраться в Экспоцентр сложно, поэтому в первый день посетителей было мало — в основном специалисты, и только на второй и третий дни стало многолюдно.

Понравилось, что выставка организована современно, по европейскому типу — приветливый персонал, хорошая охрана, но главное, конечно, условия для хранения продукции: если вдруг начинает морозильная камера снижать температуру — тут же по вызову приходит ремонтник.

Но есть и замечания. Так, очень поздно Росрыболовство дал нам информацию по конкурсу, проводимому на этой выставке. В течение всего двух недель надо было успеть подготовить образцы, техническую документацию, все сопроводительные документы. Но главное даже не это.

Рыбхолкам и другие камчатские участники привезли свою рыбопродукцию в руках – самолётом 700 кг, надеялись, что нас оценят по достоинству. Все мы были очень рады за Озерновский РКЗ № 55, который в двух номинациях по качеству продукции получил второе и третье места.

С другой стороны, нас этот «успех» весьма удивил. Дело в том, что в номинации «Лучший рыбный продукт» в категории «икра лососёвых видов рыб» первое место присуждено ЗАО «Гольфстрим»— московское предприятие, которое занимается международными поставками рыбы и морепродуктов. Его филиал «Тихий океан» не добывает рыбу, не обрабатывает — только раскатывает икру, которую кто-то где-то производит. И, кстати, в данном случае икра горбуши, раскатанная «Тихим океаном», была, как мы выяснили, камчатского происхождения.

Что такое лучший рыбный продукт? Я, как технолог, и все мои коллеги считали, что в этой номинации и оценивается именно качество продукта: соблюдение технологических условий, ГОСТа, вкусовые качества и т.д. — то есть то, что зависит только от производителя.

Но после церемонии награждения было объявлено, что победа в номинации «Лучший рыбный продукт» присуждена… за лучшую упаковку. Спору нет, упаковка продукта — вещь важная. Но, наверное, логично её и оценивать в соответствующей номинации. Например, по маркетингу.

Озерновский РКЗ добывает лосося, обрабатывает, производит икру, сам раскатывает — причём в банку евростандарта (с ключом) и с отличной литографией. На заводе есть своя производственная лаборатория, вся документация в полном порядке. Но получает только третье место.

Мы обратились к победителям: давайте обменяемся опытом, может, мы не так что-то делаем, отстали по технологиям? Так вот Гольфстрим и его технолог отказали. Сказали, что только после окончания выставки смогут показать документацию и дать продегустировать икру. Почему? Камчатская делегация показывала продукцию, выставляла на дегустацию (кстати, очень много было камчатцев, они приходили не за бутербродом, а «подышать Камчаткой»), предоставляла все документы.

В общем, не всё было соизмеримо в учёте конкурсной программы.

Конечно, потребитель должен быть защищён — и для него на упаковке отображается полная информация о продукте. Во всяком случае, наша компания указывает всё — и в обязательном порядке сроки и условия хранения.

Но и производитель должен быть защищён! Предприятия, которые просто раскатывают, например, ту же икру должны, полагаю, указывать и кто эту икру произвёл. Это одно. А другое — необходим государственный контроль по «цепочке» от производителя к покупателю. Например, наше предприятие выпускает слабосолёную нерку в вакуумной упаковке, на которой указано: хранить при минус 18 градусов. Почему посредник или продавец её хранят при минус 6? Её порой везут месяцами, где-то она валяется, дефростируется — но при чём здесь производитель?

Кстати, на «круглом» столе «Качество продукции как актуальная проблема развития рыбного рынка» Ирина Владимировна Виноградова (она на одном из телеканалов скандальную передачу ведёт по потребительскому рынку), председатель совета директоров информационно-издательского фонда Конфедерации общества потребителей, директор института потребительских испытаний, рассказала, что в Охотном ряду взяла несколько образцов рыбы, и специалисты вместо морского языка опознали пикшу, а на филе минтая глазурь составляла 50 % его веса. Только каким боком здесь производитель? Пусть отвечает тот, кто взял рыбу в промпереработку и фальсифицировал её маркировку, происхождение. Кроме того, где контролирующие органы, где товароведы магазинов? У вас 50 % веса глазурь — почему продаёте в глазури? Наш завод место в ящике указывает без глазури: если в ящике 25 кг — мы и указываем чистый вес – НЕТТО – плюс вес глазури. К примеру, на камбале в куске она доходит до 6 %.

И вообще, вопрос о глазури не имеет отношения к качеству. Похоже, он искусственно насаждается телевидением вместо действительно актуальной проблемы — чтобы люди ели нормальную рыбу. И не нужно обманывать потребителя, что толстая глазурь обеспечивает высокое качество — дескать, голландцы делают 20 % глазури. Да, только они хранят её 2 года. А у нас срок реализации по ГОСТам, даже с поштучной глубокой заморозкой, — 10 месяцев, но больше и не нужно, потому что через 2 месяца начинается новая лососёвая путина (ведь речь не идёт об арктических перевозках или поставках в Африку). Так что зачем в Охотном ряду покупают филе с 50 % глазурью — мне, как технологу, не понять. Но сами примеры и комментарии на «круглом столе» свидетельствуют, думаю, о профессиональной некомпетентности некоторых выступающих на этом «круглом столе».

И ещё один момент, который следовало бы учесть организаторам выставки. В номинации «Лучший рыбный продукт» в категории «икра лососёвых видов рыб» особая благодарность была объявлена ООО «Усадьба» — за упаковку пресервов и консервной продукции. Всё бы ничего, только вот в каталоге участников такой компании не значится.

Вот такие нюансы и парадоксы наводят на грустные мысли: кто ближе к столице — тот и в почёте.

А может быть, ситуацию исправить легко? Допустим, достаточно местом проведения подобных выставок и важных отраслевых совещаний сделать Камчатку? Ведь это логично: здесь основные дальневосточные и российские водные биоресурсы, основные предприятия, их добывающие, перерабатывающие и выпускающие продукцию высокого качества.

Елена ФЕДОРЧЕНКО.