Газета «Рыбак Камчатки»

Борьба за выживание:есть ли у сивучей шанс?

Бессмысленная жестокость

Сивучи. Этих красивых и мощных животных давно считают символом Петропавловска. В декабре 2009 года они вновь вернулись на пирс Моховой, который за многие годы стал для них вторым домом.

А он, как говорится, должен быть крепостью. К сожалению, о лёжке сивучей этого не скажешь. Здесь морским млекопитающим довольно трудно, а порой невозможно чувствовать себя в безопасности.

На животных съезжаются посмотреть горожане и гости краевого центра. Некоторые из них (и в общей массе таких немало) сторонники «дикого туризма»: простое наблюдение – «пресное времяпрепровождение», считают эти, с позволения сказать, граждане, потому в сивучей начинают лететь камни, петарды, бутылки (чего не сделаешь, только бы зверь обратил на тебя внимание!). Известен случай, когда по морским львам стреляли из пневматической винтовки. Прицельный «огонь» вели с сопки из зарослей. Обнаружить «снайперов» не удалось.

Отдельные смельчаки пытаются прорваться поближе к лежбищу. А ведь сивуч, несмотря на свой внешне неуклюжий вид, – зверь проворный. Мало того, он – хищник. Животные строго охраняют свой, пусть и временный, дом, любые попытки проникнуть в него встречают в штыки. Зимой на пирсе намерзает много льда, поскользнуться и упасть здесь — дважды два. Дальнейшая участь человека может быть незавидной. Есть опасность свалиться в воду (глубина – 8 м), получить удар ластом (животное весит от 300 до 900 кг). Но, даже зная об этом, некоторые личности продолжают лезть на рожон.

Немало тех, кто устраивает на пирсе мини-пикники. Пустые бутылки из-под спиртного, как правило, летят в воду, следом за ними — окурки, бумага, объедки: что здесь такого, бухта ведь глубокая и большая.

Страшно, что свидетелями такого поведения становятся дети. Они учатся у взрослых. И будьте уверены, в скором времени начнут поступать так же. И не нужно потом сетовать, откуда у них садистские наклонности, наплевательское отношение к природе и людям.

Удивительна тугодумность отдельных граждан, которым в течение многих лет объясняют, что сивуч – краснокнижный объект, а значит, его нужно оберегать. Желающих распугать животных, причинить им боль не уменьшается. Жестокое, совершенно бессмысленное занятие, причём характерное только для человека. Ведь представители фауны никогда не выказывают по отношению друг другу немотивированной агрессии.

Испытанием для млекопитающих стали недавние новогодние праздники. Толпы пьяных людей – более семи сотен человек, фейерверки, крики – такой вот подарок получили братья наши меньшие. Явно никто из присутствовавших там не задумался, какой стресс испытывали в тот момент сивучи.

В канун школьных каникул ООО «Алаид», на территории которого и находится «сивучиный» причал, пыталось договориться с милицией и сотрудниками Севвострыбвода о посильной помощи. В УВД за работу поста попросили плату, в рыбводе обещали инспекторов, которые на пирс так и не прибыли. В итоге сдерживать натиск разбушевавшихся людей пришлось сотрудникам ООО «Алаид».

По словам заместителя директора компании Александра Каменева, в особо сложных случаях на помощь приходят милиционеры, но особого результата это не приносит. После проверки документов агрессивных посетителей просто выводят за ворота…

Что за зверь?

Сивуч, он же морской лев, — крупнейший представитель ушастых тюленей. Этот вид занесён в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Камчатского края.

Размеры половозрелых самцов достигают 300 – 350 см, весят они от 500 до 1000 кг. Самки гораздо мельче: их длина доходит до 260 см, а масса в среднем составляет 350 кг.

Ушастые тюлени образуют залёжки в период размножения чаще всего на берегах островов или прибрежных кекурах, изредка – на льдах. Учёные установили, что сивучи сильно привязаны к определённому району и мигрируют обычно на короткие расстояния.

В годовом цикле млеко­питающих чередуются номадный и лежбищный период. Во время первого животные отдыхают, набираются сил, которые им потребуются в мае-июле для борьбы за гарем, в состав которого могут входить от 5 до 20 самок. Период беременности длится около года, на свет появляется, как правило, один детёныш.

Сивучей можно встретить у берегов Северной Америки, в России — около Курильских островов, в северной части Охотского моря, на Командорах и Камчатке.

В Авачинской бухте их впервые заприметили в середине 70-х годов, тогда же стали следить за численностью. Животные обосновались на пирсе Петропавловского рыбоконсервного завода. Причины выбора этого места доподлинно неизвестны. Возможно, решающим фактором стала кормёжка. Старожилы рассказывают, что в 70-80-х годах в этом районе работал заводской глубоководный выпуск. Если так, то животные круглосуточно обеспечивались рыбными отходами. Свеженькая рыбка перепадала им с подходящих МРСов. Причём сивучи слышали сейнеры задолго до того, как они появлялись в поле зрения. Работники завода знали: если лёжка пришла в движение, значит, рыбу скоро подвезут.

По наблюдением сотрудников Севвострыбвода и лаборатории морских млекопитающих КамчатНИРО, в среднем число сивучей на постоянной залёжке в районе Моховой постоянно увеличивалось: в 2004 году было 62 особи, в 2005 – 112, в 2006 – 121, в 2007 – 158. Сейчас на пирсе обитают в среднем 100 особей, иногда их бывает больше, иногда — меньше. Как отмечают учёные, в последние несколько лет на залёжках стали чаще появляться молодые самочки с детёнышами.

Шансы на спасение

Охрану краснокнижных животных регулируют федеральные законы «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях. Также действует постановление правительства РФ «О Красной книге РФ» и «Правила добывания объектов животного мира».

Но в случае с камчатскими сивучами, обосновавшимися в бухте, все эти нормативно-правовые акты работают слабо. Они регулируют охрану животных на территории ООПТ. Земельный Кодекс РФ к ООПТ относит в том числе земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения. Однако пирс на Моховой – производственный участок. Александр Каменев говорит, что компания «Алаид» готова передать его на правах аренды предпринимателям, желающим инвестировать обустройство пирса и территории вокруг него для развития экологического туризма. Но таковых пока нет. Их поиском пытается заниматься администрация города, но как показывает практика, результатов это не даёт.

Ещё один немаловажный момент: в российском законодательстве существует наказание только за «уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» (Кодекс РФ об административных правонарушениях, пункт 8.35). И нет ничего, что было бы направлено на профилактику и защиту краснокнижных видов.

Но несмотря на это, сивучам всё-таки можно помочь. В скором времени этим собирается заняться компания «Алаид». Вместо старого полуразвалившегося забора, который отделяет пирс с животными от остальной производственной части, построят новый. Свободный доступ к морским млекопитающим через территорию компании будет только у учёных и контролирующих организаций. Это даст шанс животным немного передохнуть от людского «внимания».

– «Алаид» стал собственником территории, на которой находится пирс, в 2009 году. До прихода сивучей мы успели демонтировать одно из полуразрушенных зданий, которое угрожало безопасности людей и могло в любой момент обвалиться. Сейчас берег в районе пирса более-менее чистый, выступающий над водой металл срезан. В общем, мы делаем всё, что в наших силах, – говорит Александр Каменев.

Не будем забывать, что морские львы — животные мигрирующие. В этом году их уже неоднократно видели у мыса Чавыча, а у мыса Сигнальный их численность доходит до 110 особей. Значит, и на этих участках животным нужна защита с берега.

Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю предложило установить вэб-камеры — по одной в трёх точках обитания млекопитающих. Они могли бы фиксировать всё происходящее и транслировать изображение в сеть Интернет. Как подчёркивает начальник отдела контроля за ООПТ и разрешительной деятельности Росприродназора по Камчатскому краю Нина Бородина, это оптимальный вариант и для проведения мониторинга, и для охраны, и для развития туризма. В управлении отмечают, что беспокойство животным доставляют и бродячие собаки, так что их доступ к лежбищам тоже нужно ограничивать. Ещё одной мерой должна стать защита с моря от антропогенного фактора. Глобальная задача, по мнению учёных, состоит в том, чтобы ликвидировать загрязнение в Авачинской бухте, так как оно непосредствнно влияет на сокращение биоты и кормовой базы.

Поскольку млекопитающие постоянно находятся в движении, переплывают с одного места на другое, в Росприроднадзоре считают, что с октября по май в Авачинской бухте необходимо ввести особый режим судоходства.

Эти меры могут стать первым реальным шагом в деле охраны сивучей за последние годы.

Ольга СИДОРОВА.