Нам хлеба не надо – работу давай?«Нам солнца не надо – нам партия светит. Нам хлеба не надо – работу давай!», — в слова этой трудовой песни верило целое поколение советского народа. А что значит труд для современного человека? И любой ли желающий может честно и легко воспользоваться своим правом на свободный труд, гарантированный Конституцией РФ? |
Вместо предисловия
Ныне правящая «Единая Россия» ещё 3 года назад провозгласила многообещающий партийный проект под названием «За достойный труд» (полную версию можно прочесть на официальном сайте партии). В преамбуле говорится, что фундаментальным ресурсом благосостояния общества является эффективная система организации достойного и безопасного труда.
«Достойные условия труда означают, что каждый гражданин может рассчитывать на содействие государства в получении рабочего места в соответствии с его квалификацией и способностями, при этом трудящийся может рассчитывать на постоянное повышение своего профессионального уровня, за его труд платят достойную заработную плату, уважаются и соблюдаются трудовые права и социальные гарантии граждан. Безопасный труд означает, что высшая ценность труда – это человеческая жизнь», — читаем в целях программы. И ещё: «Увеличение оплаты труда должно стать основой роста материального благосостояния населения».
Правда, складывается впечатление, что понятия о благосостоянии у власть имущих и того самого населения несколько не совпадают. Едва ли кто из камчатцев согласится с тем, что на 11 273 рублей (величина прожиточного минимума в крае за I квартал 2010 года) можно вести достойное существование: для трудоспособного населения эта сумма поднимается до 11 761 рублей, для пенсионеров – 9 425, для детей – 10 783 рубля.
Однако не будем забывать, что Камчатский край остаётся одним из самых дорогих регионов в РФ. А средняя заработная плата простого камчатца редко когда значительно превышает тот самый прожиточный минимум.
Сначала нужно договориться
Бесспорно, высокая заработная плата – не единственно важное условие, от которого зависит благополучие человека. Скорее всего, любой среднестатистический житель полуострова желает трудиться в достойных условиях, своевременно получать заработанные деньги и быть уверенным в собственной безопасности, которую обеспечивает закон. Однако далеко не всегда это желание становится реальностью: как по вине работодателя, так и по причине беспечности самого работника.
- Каждый человек должен получить от работодателя гарантии того, что труд его будет охраняться. Для этого при устройстве на работу нужно в первую очередь заключать договор со всеми прописанными в нём условиями. В противном случае человека в старости – а пенсионный возраст наступает неожиданно быстро – ожидает нищета. Кроме того, в жизни бывают разные ситуации. Если произойдёт несчастный случай только человек, имеющий все соцгарантии, сможет получать ту же пенсию по инвалидности, — утверждает председатель комитета по социальной политике, экологической безопасности и защите прав граждан, руководитель профсоюза рыбаков Ирина Орлова. — Хочу отметить, что у наших людей нет достаточного правового воспитания, поэтому они очень часто соглашаются на такие условия труда. Но печально то, что иногда даже наличие договора не может гарантировать человеку полного трудового благополучия.
Об этом свидетельствует следующий пример.
Совсем недавно в профсоюз рыбаков позвонили из пос. Ключи люди, с 2008 года ожидающие, пока им заплатят деньги за работу. Два года назад рыбоперерабатывающая компания ООО «Двина-М» не пожелала оплачивать труд рыбаков. Для этого она шустро провела реорганизацию и в скором времени стала ООО «Торос». Новая компания в свою очередь завербовала рабочих из Приморья и несмотря на наличие трудовых договоров тоже отказывается погашать задолженность по зарплате. Ей, видимо, проще периодически оплачивать штрафы, выставляемые инспекцией по труду. Ну, а завтра ООО «Торос» может запросто обанкротиться, и тогда о трудовом «хэппи энде» для этих десяти человек придётся просто забыть.
— В период путины как обычно возникает нехватка рабочей силы. Но работодатели не теряются, — добавила Ирина Орлова. — Примерно половина людей, занятых в «рыбный период», — работники, привлечённые из других регионов. И это реально выгодно. Местные жители зачастую всё же требуют заветный соцпакет, в то время как приезжие готовы работать «под честное слово» — лишь бы деньги платили. А нерадивому работодателю такое положение вещей приходится очень кстати. Вот если бы все работники без исключения стали требовать официального оформления трудовых отношений, тем ничего бы не оставалось, как эти требования выполнять.
Один работник устроился в петропавловскую коммерческую фирму торговым представителем. Трудовой договор ему выдали только через 7 месяцев работы. И то лишь после того, как он с помощью юриста написал заявление: «Прошу выдать мне трудовой договор…». Однако работодатели нашли способ отомстить требовательному сотруднику. Сначала этот торговый представитель получал довольно приличную зарплату (около 30-35 тысяч рублей), однако после официального оформления ежемесячное вознаграждение сотрудника значительно уменьшилось. Потом выяснилось, что в договоре, который сотрудник ПОДПИСАЛ НЕ ГЛЯДЯ, была прописана сумма его заработной платы – 12 тысяч рублей.
— Хочется посоветовать каждому камчатцу изучить Трудовой кодекс – чтобы защищать свои права, человек должен их знать, — говорит ведущий специалист краевой инспекции труда – правовой инспектор труда Федерации профсоюзов Камчатки Максим Кирилич. — И всегда тщательно знакомьтесь со всеми бумагами, которые вам предлагает подписать работодатель. Кстати, трудовой договор должен быть заключён в первый же день по приёму на работу. В противном случае тот факт, что вы трудитесь на данном предприятии и вам должны выплатить зарплату, доказать будет практически невозможно.
Иногда и наше законодательство ставит человека в крайне затруднительные условия. Например, ФЗ № 122 отменил многие льготы, в частности, те, которые с 30-х годов были гарантированы работникам культуры на селе.
В феврале в Федерацию профсоюзов Камчатки обратились жители одного из отдалённых посёлков полуострова. Камчатцы посетовали, насколько непросто жить на низкую зарплату сельского работника культуры. Но раньше на протяжении десятилетий они имели право на льготы — в частности, по оплате жилья. Сегодня у них этой поддержки нет. Куда они только ни обращались…
— Действительно, если раньше подобные льготы устанавливались на федеральном уровне, сегодня это удел каждого конкретного субъекта, — рассказал Максим Кирилич. — Мы направили обращение в комитет по социальной политике и надеемся, что вскоре на обсуждение будет вынесена законодательная инициатива по возвращению льгот данной категории граждан. Кстати, до сих пор невозможно достоверно определить, является ли работником культуры библиотекарь. А если он трудится в каком-нибудь медучилище, например? Такие обращения нередко поступают к нам от жителей Камчатки. Однако сегодня этот вопрос находится в разработке, то есть попросту висит в воздухе.
Вал сокращений, накрывший страну, до сих пор не перестал быть удобным фоном для нечистоплотных поступков некоторых работодателей.
— Интересен такой случай. В текущем году произошла реорганизация одного муниципального предприятия, и работодатель решил сократить некоторых сотрудников, оставив возле себя лишь определённую группу лиц, — рассказал Максим Кирилич. — И что он делает? Сначала нанимает на работу ровно такое количество новых работников (около 4-х человек), от скольких ему нужно было избавиться. После этого объявляет о сокращении квалифицированных специалистов, отдавших предприятию более 16 лет жизни. Причина: в штате слишком много людей, а сокращаемые сотрудники не приносят пользу предприятию.
Иногда впросак попадают юридически неграмотные работодатели. В марте поступила жалоба от работника ЖКХ. О сокращении его уведомили, как и полагается, за два месяца. Однако на это же время у него по графику был запланирован отпуск. Вскоре работник вышел из отпуска, благополучно потрудился ещё 2 месяца, и лишь тогда ему вдруг объявили, что он сокращён. Но дело в том, что по закону его должны были сократить сразу после отпуска. Поэтому нет сомнений, что суд будет выигран в пользу работника, и его восстановят на прежнем рабочем месте. И даже если этот гражданин будет сокращён повторно – по всем правилам предприятие будет обязано выплатить ему деньги, которые он не получил в период своего незаконного увольнения.
Кстати, самые распространённые способы незаконного увольнения людей – дисциплинарные взыскания.
— К примеру, увольняют человека за пребывание на работе в состоянии алкогольного опьянения, — пояснил Максим Алексеевич. — Часто это основано на простых домыслах, а то и на желании работодателя найти «удобный повод». А всё дело в том, что без акта медицинского освидетельствования такое увольнение считается незаконным. Кстати, если человек отказывается от медосвидетельствования (он имеет на это право), его могут лишь отстранить от работы на определённый срок, а у нас нередко увольняют.
Держись, бульдозерист!
Ещё одна важная сфера, пестрящая примерами нарушений прав трудящихся, – условия труда человека.
Вот свежий случай из практики одного камчатского горно-добывающего предприятия.
— От шахты до здания, где работники переодевались и принимали пищу, было несколько километров, — рассказал правовой инспектор по труду. — На обед людей возила «вахтовка». Однако в один прекрасный момент директору такое положение вещей стало невыгодным, и он издал приказ о запрещении выезда работников из шахты в обеденный перерыв. Можете себе представить, в каких условиях оказались эти люди? Попросту говоря, шахтёрам приходилось обедать в пыли и грязи подземелья. Это, мягко говоря, нечеловеческие условия.
Другой случай: бульдозеристу приходилось работать в 35-градусный мороз на мало того что не отапливаемой, так ещё и неисправной технике. В предложенном ему работодателями бульдозере вместо рычага чуть ли не палка торчала! Так за то, что человек отказался работать на этом «металлоломе», ему ещё и дисциплинарное взыскание вынесли.
Кстати, в правовую инспекцию труда поступает большое количество жалоб на унижение чести и достоинства сотрудника работодателем. Но, к сожалению, далеко не все оскорблённые доводят дело до суда, т. к. не каждому удаётся собрать показания свидетелей: нередко сотрудники не хотят «наживать себе проблемы с начальством», поддерживая униженного коллегу.
Нельзя обойти стороной такую проблему, как дискриминация в сфере труда. Ну почему, например, мужчина не может быть гардеробщиком? Или почему руководителем может быть только мужчина со своим авто? Хотя в объявлениях по приёму на работу мы встречаемся с такими условиями тут и там. Особенно волнуют камчатцев такие пункты, как опыт и возраст.
- Работодатель лишь в редких случаях может выставлять как условие опыт потенциального работника, — пояснил Максим Кирилич. — Особенно это касается вакансий, заявленных в службе занятости населения. Если ваша квалификация соответствует требуемой – вас обязаны взять без всяких конкурсов.
Хочется добавить, что сегодня уже возникают попытки повлиять на данную ситуацию законодательно. Недавно в Заксобрание поступила законодательная инициатива, в которой говорится о запрещении размещать в СМИ предложения о приёме на работу с оговоркой. Таким образом может появиться реальная возможность избежать разного рода дискриминации при приёме на работу. «Я уверена, что данная инициатива найдет поддержку и у нас, и в других субъектах РФ», — сообщила депутат Ирина Орлова.
Конечно, возникает закономерный вопрос, как защитить себя от возможных неприятностей, некстати врывающихся в трудовые будни. Специалисты советуют изучать Трудовой кодекс, а ещё – вступать в профсоюзы и создавать коллективные договоры.
— Членам профсоюзов гораздо проще отстаивать свои права. Они, как правило, всегда находят поддержку и помощь в трудовых коллизиях. Именно поэтому такие сотрудники часто попадают в немилость к своим работодателям, — заключил Максим Кирилич. – Кроме того, на любом предприятии можно заключить коллективный договор, который способен значительно улучшить положение работника. Он даёт возможность добиваться дополнительных льгот и гарантий, что особенно важно на коммерческих предприятиях.
Молодым у нас дорога…
Но прежде чем столкнуться с коллизиями трудовой жизни, человеку как минимум нужно устроиться на подходящую работу. Особенно актуальна эта проблема для молодёжи, только окончившей учебные заведения.
— В советское время чётко регулировалось и количество вузов и наличие в них мест в соответствии с реальной необходимостью, сложившейся в стране, — пояснила Ирина Орлова. — Сегодня ситуация сильно изменилась. Любой выпускник, имеющий обеспеченных родителей, может без особого труда получить высшее образование — а иногда и купить: чего проще – открыл Интернет и выбирай себе специальность. Однако зачастую ни родители, ни тем более сами молодые люди не задумываются, а нужны ли они будут со своим дипломом на рынке труда? Только потому, что человек получил диплом, государство не сможет взять и создать рабочее место. И если не удаётся устроиться через родных и знакомых – по так называемому «блату» — приходится пользоваться услугами службы занятости населения.
По данным службы, на рынке труда Петропавловска устойчивым спросом пользуются рабочие – электрогазосварщики, токари, машинисты экскаватора, машинисты бульдозера. Также можно претендовать на место водителя, мойщика посуды, монтажника, маляра, инженера разных специализаций, дворника, бетонщика и др. Требуются врачи различных категорий, медсёстры и фельдшеры, учителя средней школы, преподаватели в системе специального образования, воспитатели детского сада и т. д. Встречаются такие экзотические должности, как звукорежиссёр, зоотехник, музыкальный руководитель и даже обвальщик мяса.
К тому же, средняя зарплата, предлагаемая работодателями, составляет 12-15 тысяч рублей.
Но самое интересное, что чуть ли не через вакансию у работника должен быть опыт не менее 3-5 лет.
А ещё поражает разница: воспитателю яслей-сада, например, предлагается зарплата размером в 6-8 тысяч рублей, в то время как маникюрщица может заработать 18 тысяч рублей.
Число вакансий, заявленных организациями Петропавловска в течение января-марта 2010 года, составило 4466 единиц. Из них по рабочим профессиям — 3630 вакансий.
Может, поэтому солидная часть выпускников камчатских вузов кладёт свои дипломы под стекло и устраивается продавцами-консультантами во вновь появившийся торговый центр либо каким-нибудь менеджером по продажам?
— Существует хорошая практика, более распространённая в больших городах, – начинать работать по специальности до окончания вуза, — комментирует Ирина Орлова. — В этом случае есть возможность набраться опыта, зарекомендовать себя у работодателя и таким образом «застолбить» будущее рабочее место.
— Конечно, раньше государство тратило немалые средства на бесплатное образование граждан, — добавляет Ирина Леонтьевна. — Так тогда ты должен был отработать несколько лет, даже если тебя направят на край земли. Сегодня мы не можем заставить человека трудиться. Хотя в отдалённых уголках Камчатки есть немало пустующих рабочих мест. Сегодня государство озабочено этой проблемой.
К слову, 20 апреля депутаты края приняли закон «О мерах социальной поддержки молодых специалистов из числа педагогических и медицинских работников государственных и муниципальных учреждений в Камчатском крае». В соответствии с ним молодые педагоги и медицинские работники в сельской местности на Камчатке первые три года будут получать ежегодные денежные пособия не менее 100 тысяч рублей в год. Пока стать первыми адресатами посчастливится молодым специалистам в Корякском округе и Алеутском районе, но не исключено, что в будущем список районов будет пополнен.
Кстати, специалисты считают, что нужно создавать как можно больше техникумов и профессиональных училищ. Тогда не будет так много «высокообразованной» молодёжи, работающей не по специальности.
Дарья ЧЕРНЕНКО.
P.S. По состоянию на 1 апреля 2010 года численность граждан, состоящих на учёте с целью поиска подходящей работы, составляет 2214 человек.
Из них 1610 — безработные.
Уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации – 400 человек.
Имеющих высшее профессиональное образование – 638, среднее профессиональное – 374 человека.