Пойти на работу — и вернуться здоровымВсемирный день охраны труда был объявлен Международной организацией труда (МОТ). Впервые он отмечался в 2003 году. |
В этот день более чем в ста странах мира проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к нерешённым проблемам охраны труда.
По оценкам МОТ, каждые день в мире в среднем около 5 тысячи человек умирают в результате несчастных случаев и заболеваемости на производстве.
Кроме того, ежегодно работники страдают приблизительно от 270 миллионов несчастных случаев на производстве.
28 апреля – Всемирный день охраны труда. Он появился в календарях, чтобы лишний раз привлечь внимание к вопросу защиты жизни и здоровья людей на их рабочем месте.
В нашем крае самым опасным был и остаётся труд рыбака.
Как рассказал руководитель камчатского межрайонного следственного отдела на транспорте Антон Артёменко, за 2009 год и первый квартал 2010 года на рыбацких предприятиях Камчатки произошло 35 несчастных случаев, восемь из них — смертельные. Список открывает ЧП, произошедшее 11 февраля 2009 года на СТР «Оссора» (ЗАО «Акрос»), который находился на промысле креветки в Охотском море. После постановки трала матрос Тетюцкий стал откалывать лёд на корме. Он был в страховочном жилете, но страховочный пояс не пристегнул. Эта небрежность стала роковой. Когда судно накрыло волной, матроса смыло за борт. Полчаса его безуспешно пытались поднять на судно. Один из членов команды нагнулся через борт и, когда Тетюцкого приподняло на подошедшей волне, схватил его за ворот спасательного жилета. Во время подхода следующей волны тонущего стали тянуть на борт. Но Тетюцкий, теряя от холода сознание и способность двигаться, выскользнул из жилета и ушёл на дно.
Последний несчастный случай – далеко за гранью нормального. Причиной смерти женщины, работавшей на судне фельдшером, стала смертельная доза алкоголя. Проще говоря, человек напился до потери пульса.
В таких случаях, как правило, всё ясно: вина лежит на самих потерпевших. Когда усматривается вина должностных лиц, возбуждается уголовное дело. Практически всегда это заканчивается для них обвинительным приговором и обязанностью платить компенсацию пострадавшим. Так, например, в 2010 году осуждён капитан буксира Ж-302 (колхоз имени Бекерева), по вине которого два года назад пострадал матрос-практикант: парню захлестнуло и чуть не оторвало ногу канатом, поскольку капитан, дав команду начать буксировку судна, не убедился в том, что буксирный канат закреплён.
Также осуждён старший помощник капитана МРС-150 №153 (ООО «Витязь-Авто») за то, что допустил к такелажным работам матроса без защитных очков. Осколок, отскочивший при ударе кувалдой по стальному тросу, проткнул матросу глаз. Он на всю жизнь остался инвалидом.
Самым трагичным за последние пять лет остаётся случай с бригадой ставного невода ООО «Пелагиаль» в Соболевском районе. В августе 2006 года в море перевернулся кунгас, погибло шесть рыбаков, которые находились на его борту. За это осуждён заместитель гендиректора компании, который на месте руководил промыслом и дал команду вывести кунгас к ставному неводу, несмотря на шторм.
Антон Артёменко призывает работников и руководителей предприятий не относиться к безопасности труда формально: «Море – коварная вещь. За потерю бдительности приходится платить здоровьем или жизнью. Во многих компаниях за пренебрежение правилами охраны труда работников строго наказывают, лишают части денежного вознаграждения для их же блага. Это хорошая практика, которую советую перенять всем».