Нельзя не уважать наших рыбаковИсторию Акроса продолжают рассказывать читателям «Рыбака Камчатки» ветераны предприятия. Александр Иванович Бикмухамедов и Александр Алексеевич Бедриков стояли у его руля в период создания УПФ КМПО. |
Былой славы не теряет
Александр Алексеевич Бедриков в системе рыболовецких колхозов Камчатки работал с января 1970 года. Именно тогда он был избран главным инженером Камчатского союза рыболовецких колхозов.
- Председателем Рыбакколхозсоюза был в 1970 году Иван Алексеевич Ильин. В систему нашего Союза тогда входило 12 рыболовецких колхозов. В основном они давали хорошие, стабильные экономические показатели. Прежде всего – благодаря тому, что закупочные цены на лосось и сельдь были повышены. Большинство хозяйств занималось в то время обработкой жирной олюторской сельди, позднее они переключились на обработку магаданской сельди.
И селёдка, и цены на неё позволяли колхозам покупать для себя средний флот. Пополнение флота также шло за счёт рыболовецких колхозов Балтийского бассейна, которые из-за неудовлетворительной промысловой обстановки были вынуждены избавляться от среднетоннажных судов.
Понятно, что флот этот должен был работать круглогодично. Но большинство колхозов не могли обеспечить необходимые условия: не было ремонтных баз, убежищ, не хватало кадров. Многие хозяйства на 5-6 месяцев так просто замерзали! Флот находился в Петропавловске, но и в городе для новых единиц не было хорошей базы. Основная стоянка находилась на «базаре» – около судомеханического завода.
В Петропавловске работали представители от всех колхозов, которые занимались только своим средним флотом и для себя создавали ремонтные базы и причалы. Руководство Рыбаксоюза также активно работало с флотом, организовало строительство судоремонтного завода на Богородском озере.
Тем не менее, ситуация на флоте складывалась не лучшим образом. Страдала трудовая дисциплина, не хватало специалистов для работы на судах, флот находился в плохом техническом состоянии. Все эти обстоятельства привели к тому, что участились несчастные случаи на промысле, были прецеденты гибели людей, иногда целых экипажей.
Вопрос о том, что делать со средним флотом дальше, обсуждался на разных уровнях не раз. Были обговорены многие варианты, и в итоге принято решение его объединить. Все изменения в руководстве флотом согласовывались с обкомом партии и всегда получали там поддержку. С пониманием к идее реорганизации отнёсся лично 1-й секретарь обкома КПСС Дмитрий Иванович Качин.
Когда было получено «добро» собрать весь флот колхозов в самостоятельную межколхозную рыболовецкую организацию, руководство Рыбаксоюза поехало по коллективам объяснять колхозникам, почему им необходимо передать свои суда в новую организацию. После Ивана Алексеевича Ильина председателем Рыбаксоюза стал Борис Лаврентьевич Блажко, и как раз тогда он уже был переведён на должность заместителя начальника в Дальрыбу. Борис Лаврентьевич, надо отметить, уже в новом качестве продолжал активно участвовать в создании КМПО, даже когда на смену ему в Рыбаксоюз был избран Иван Гаврилович Коваленко.
Учитывая, что некоторое время, совпавшее с реорганизацией, у нас не было председателя Рыбаксоюза, пришлось мне очень плотно заниматься непосредственно объединённым флотом, хотя тогда я не знал ещё, что буду руководить Управлением флота в дальнейшем.
Организационных и технических проблем было очень много, поэтому обком партии направил мне в помощь добросовестных, ответственных работников: главным инженером Управления пришёл Александр Иванович Бикмухамедов, заместителем начальника по добыче рыбы – Валерий Борисович Воробьёв. Одновременно с ними к нам на работу поступили опытные специалисты морских служб, механики, штурманы.
Вся история объединённого флота КМПО, Акроса с самого её начала связана с легендарными именами капитанов: Иван Николаевич Пузаков, Виктор Лукьянович Коник, Иван Фёдорович Стекольщиков, Валентин Владимирович Коротич, Николай Иванович Семёнов, Юрий Афанасьевич Жуков, Аслан Рамазанович Кайчуев, Рудольф Степанович Ламанов, Виктор Ефимович Соснин, Валерий Иванович Никулин, Николай Кубышев, Геннадий Павлович Богомолов, Геннадий Ковалёв и много, много других.
Сильный кадровый состав, отличные капитаны, механики, специалисты всех рыболовецких специальностей – вот что позволило нам с первых дней заявить о себе и поднять промысел. Благодаря умению и трудолюбию наших рыбаков Управление флотом побеждало в соцсоревнованиях, а наши суда ловили больше, чем в других рыболовецких компаниях. У руководителей других флотов, надо сказать, иногда этот факт вызывал даже зависть.
Прошпо тридцать пет с тех пор, как началась биография ЗАО «Акрос», и, оглядываясь назад, я уверенно могу сказать, что в 1975 году был выбран правильный путь – объединение среднего флота колхозов Камчатки и его развитие. Так что вовсе не случайно Акрос сегодня является одним из ведущих предприятий рыбного хозяйства России. Жаль только, что сама рыбная отрасль теряет свой престиж и былую славу.
Акрос останется в лидерах
Александр Иванович Бикмухамедов – один их тех, кто создавал Акрос. Тринадцать лет трудовой деятельности связывают его с этим предприятием. Два года Александр Иванович работал главным инженером, затем начальником УПФ КМПО. В феврале 1991 года коллектив ЗАО «Акрос» проводил его на пенсию.
– В 1978 году меня пригласили в УЭПФ (Управление эксплуатации промыслового флота – так оно называлось первые два года). Я работал тогда в Камчатрыбпроме, был заместителем начальника МСС. Звать меня на новую работу пришёл Александр Алексеевич Бедриков, возглавлявший тогда объединённый флот. И вот с 1 марта я стал уже его замом. Когда в 80-м году Александр Алексеевич уехал, начальником назначили меня.
Как у любого предприятия на первых этапах его существования, одной из основных проблем, которые нам приходилось решать, была кадровая. С побережья к нам перешли работать разные люди. В каждом колхозе действовали свои устои, были свои проблемы. Встала задача создать новый коллектив, объединить не только производственные мощности, но и людей: поднять дисциплину, наладить уровень технического обслуживания судов.
Кроме того, надо было унифицировать промысловое вооружение. Тогда одному тралмастеру один трал подходил, другой привык управляться с другим. Когда объединённый флот в 1976 году начал осваивать промысел иваси, пришлось учиться шить кошельки. Начальником сетепошивочного цеха был Павел Кириллович Хан. Он активно занимался этой проблемой: ездил в командировки «за опытом», действуя методом проб и ошибок, со своими коллегами конструировал удобные для рыбаков орудия лова. Именно Павел Кириллович занимался в сетецехе организацией технологии и трудового процесса, которые на момент создания объединённого флота были на очень низком уровне; обучением специалистов; решал вопросы безопасности труда, так как эта проблема тоже стояла остро; внедрял механизацию. Цех выпускал хорошие кошельки, тралы, снюрреводы (это когда мы начали уже треску ловить).
Приходилось руководству УПФ сталкиваться и с проблемами ремонта судов. Единиц флота было достаточно много, довольно старые пришли с Балтики РСы и СРТ-300, -400, например. А ремонтная база была слабовата: суда подолгу стояли в очереди на ремонт, со снабжением запасными частями трудно было. Мы старались находить другие возможности для ремонта флота, кроме базы межколхозного завода (нынешний Судоремсервис), обращались на другие предприятия.
В период с 1975 по 1979 годы УПФ
КМПО было убыточным. Но с 79-го началось поступательное движение вперёд: развитие, получение прибыли, увеличение доходов. Поэтому к тяжёлым перестроечным годам, к моменту принятия решения об акционировании предприятия, оно было в устойчивом положении. И сегодня Акрос занимает твёрдую позицию. Думаю, во многом благодаря тому, что буквально весь коллектив с первых дней его формирования вкладывал капитал в будущее Акроса. И человеческий, и материальный капитал.
Руководство занималось поэтапным подбором кадров, их расстановкой. Рыбаки гордились тем, что работают в УПФ, что их семьи могут достойно жить. Кроме того, с помощью наших рыбаков мы в 80-м начали строительство пирса: далеко не все рыболовецкие предприятия могут сегодня похвастать тем, что у их пароходов есть родной причал, а у судов «Акроса» – есть. Занимались мы и строительством служебных помещений на берегу. Строили жильё для города. Микрорайон «Садовый», например, практически весь построен рыбаками УПФ.
Возможность развиваться и строиться появилась, когда предприятие стало «набирать обороты». 78-й год мы закончили по нулям, в 80-м получили 16 миллионов прибыли, потом – 33 миллиона. Позднее сверхприбыль управления доходила до 46 миллионов годовых. Это колоссальные деньги по тем временам! Для сравнения: строительство 64-квартирного дома обходилось всего в два миллиона. Из своей прибыли мы отдали кредиты, которые колхозы получили когда-то от государства.
Все мы, кто работал когда-то в УПФ КМПО, кто трудился в Акросе, своим трудом зарабатывали авторитет этого предприятия, который поддерживает сегодня его более чем двухтысячный коллектив. Рыбаки платят налоги, помогают судоремонтникам. Удивительно, почему нынешняя администрация области не очень, я бы сказал, уважительно к ним относится? Но, думаю, никакие трудности не помешают коллективу Акроса сохранить свои позиции и остаться одним из лидирующих, лучших в городе и области.
(«Рыбак Камчатки», № 18, 2005 г.).