Газета «Рыбак Камчатки»

Новый Таможенный кодекс – обойдёмся без проблем?

1 июля на Камчатке, как и по всей России, произошло историческое событие – на территории РФ и Казахстана начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза.

Событие это не только историческое, но и хлопотное для участников внешнеэкономической деятельности. Ведь теперь работа таможенных органов будет регламентироваться не только российскими законами, но и многоуровневыми нормативно-правовыми актами. Как рассказал на пресс-конференции 30 июня первый заместитель начальника Камчатской таможни Е.В. Автушенко, кодекс имеет статус международного, и все страны, которые входят сейчас или войдут потом в Таможенный союз, будут его исполнять. В соответствии с этим документом будет изменяться и административно-уголовное законодательство. Но к этому прибавятся и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся таможни. В России таким документом должен стать федеральный закон «О таможенном регулировании». Но в июне он принят пока в 1-м чтении, и точная дата принятия и вступления его в силу неизвестна.

В этом кодексе довольно много нововведений, с которыми придётся разбираться участникам внешнеэкономической деятельности. Часть из них касается понятийного аппарата, который теперь излагается понятным для всех языком. Например, «таможенный брокер» заменён «таможенным представителем», «таможенный режим» теперь будет называться «таможенной процедурой». Раньше сотрудниками таможни проводились ревизии, а с 1 июля они придут на предприятия с проверкой.

Много изменений касается и сроков таможенных процедур. С 15 дней до 4 месяцев, пока товар лежит на складе временного хранения, увеличены сроки уплаты пошлин и налогов. Срок предъявления товаров при предварительном декларировании увеличен с 15 до 30 дней. К примеру, автомобили грузятся на судно в Японии, а на них уже подаётся декларация в таможенные органы. Раньше судно должно было подойти в Петропавловск в течение 15 дней и предъявить товар таможенникам. Но океан всё-таки непредсказуем, могут случиться форс-мажорные обстоятельства. Теперь время увеличено вдвое.

Но есть сроки, которые согласно Таможенному кодексу сокращаются. С 3 до 2 дней уменьшилось время выпуска товаров после того, как они прошли процедуру декларирования, сроки регистрации транзитной декларации снижены с 2 до 1 часа.

Появилась возможность электронного декларирования товаров через интернет. К ней готовы все 3 поста Камчатской таможни.

Представители бизнеса должны только выиграть от введения Таможенного кодекса. К примеру, на территории нашей страны и Казахстана будут свободно обращаться все произведённые в них товары. Эта же норма будет действовать и для иностранных товаров для внутреннего потребления, получивших статус «Товар Таможенного союза». Исключение составляет только та продукция, на которую в государстве-члене союза установлены меньшие, чем установлено в едином таможенном тарифе, ставки ввозных таможенных пошлин. На переходный период для них введены изъятия. Таможенное оформление всех импортных товаров переносится на внешнюю границу союза – то есть россияне, которые завозят продукцию со стороны Казахстана, могут пройти эту процедуру на казахской таможне. Что же касается таможенного контроля, то пока он внутри союза сохраняется. Его перенос на внешние границы планируется со временем, по мере технической готовности служб и постепенной ликвидации изъятий из единого таможенного тарифа.

Составители Таможенного кодекса позаботились не только о предприятиях. В нём появились новые нормы, регламентирующие провоз товаров через границу Таможенного союза гражданами для личного пользования. Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить в своём багаже товары на сумму не более 1,5 тыс. евро и общим весом не более 50 кг. Правда, эти правила не распространяются на транспортные средства. Раньше в России эти нормы составляли 65 тыс. руб. и 35 кг соответственно.

За время своей службы Е.В. Авдошенко пришлось работать с тремя таможенными кодексами. С каждым из них были свои сложности, но, в конце концов, все заработали. С новым должно быть точно так же.

Тем не менее, несовершенство прошлого законодательства могло привести к серьёзным последствиям, а порой и к уголовному делу. В этом на своём горьком опыте убедился начальник таможенного поста в морском порту Петропавловска, когда разрешил реэкспорт товара одному из рыбопромышленных предприятий Камчатки. В 2008 году эта компания выловила рыбу в ИЭЗ России и намеревалась вывезти изготовленную из неё продукцию за границу. Но из-за форс-мажорных обстоятельств судно предприятия вынуждено было зайти в порт и перегрузить продукцию на другие суда, которые и вывезли её за границу. В то время чёткого разъяснения для реэкспорта не было, и руководителям таможенных органов самим приходилось принимать решение. Начальник поста оказался перед непростым выбором: или оформить реэкспорт (при этом не взималась пошлина), или сначала оформить товар как импортный, а потом как вывозимый на экспорт. При этом предприятие заплатило бы пошлину в размере 900 тыс. руб., но потом нужно было возвращать НДС, и государству пришлось бы расстаться с более чем миллионом руб. Руководство таможни считает, что всё было сделано правильно, но прокуратура решила, что таможенник нарушил закон. Своё слово в этом деле скажет суд, но не хотелось бы таких же проблем и с новым кодексом.

Изменений в таможенном законодательстве очень много. Поэтому, заверил Е.В. Автушенко, со стороны таможни будет сделано всё, чтобы полностью разъяснить представителям бизнеса сложные вопросы нового таможенного законодательства. При ФТС и региональных таможенных управлениях создаются ситуационно-консультационные центры, где можно будет получить разъяснения. Нужно заглядывать и на официальные сайты таможенных структур, где можно найти решения возникающих проблем.

Максим ЮРЬЕВ.