Петропавловск – город у океана(Окончание. Начало в №№ 26, 27). |
Так что прежде чем говорить о дне рождения Петропавловска с точки зрения религиозных таинств, стоило бы сперва разобраться с тем, что же на самом деле – молебен или молитва – произошло на берегу Ниакиной бухты.
Интересно, кстати, в этой связи будет заметить, что ситуация с датой основания и именем Петропавловска во многом напоминает обычные житейские коллизии. Например, имя будущему ребёнку обычно придумывают или задолго до родов, или в день рождения, или даже некоторое время спустя. Однако в любом случае все эти приятные хлопоты на сам факт (время) рождения ребёнка совершенно не влияют.
Пример второй, когда в силу разных причин в метрике могут записать иной день, а то и год (и такое случается) рождения нового человека. Однако и в этом случае искажение реальной действительности может произойти только тогда, когда от самого человека почему-то скрыли его истинный день рождения. Но нам ведь известно, что основание Петропавловска связано с заходом в Ниакину бухту бота «Св. Гавриил».
Случается, наконец, и такое, когда ребёнок оказывается подкидышем без всякой сопроводительной записки, а потому день его рождения приходится устанавливать либо по косвенным признакам, либо вовсе произвольно. Но мы- то доподлинно знаем, что день рождения нашего города совпадает с началом строительства первых хором и магазейнов. Так что тут и придумывать ничего не надо.
Что же касается «божественного предопределения», коль скоро речь зашла и о нём, то задам встречный вопрос: а не потому ли наш город раз за разом погружался в пучину забвения и разрухи, что день его рождения был установлен вопреки всем, в том числе и христианским, нормам и канонам? И вопрос этот вполне закономерен. Во всяком случае, только-только Петропавловск стал оживать, после того, как он вторично (в связи с осуществлением русских кругосветных плаваний) превратился в базу Тихоокеанского флота России, как сразу же после нападения англо-французской эскадры и затем продажи Русской Америки, Аляски и Алеутских островов Авачинская губа превратилась в отстойник для браконьерских судов буквально всего мира, а сам город – в средневековое захолустье.
Впрочем, что там давняя история. Всего-то 20 лет тому назад Петропавловск после периода, неоправданного ничем, кроме пресловутых геополитических интересов, бурного роста, в очередной раз погрузился в пучину безвременья и разрухи. Причём от полного краха его спасло лишь то, что подавляющему большинству горожан просто некуда (да и не на что) было бежать. Ибо распад СССР (оттого-то геополитические интересы и оказались пресловутыми, что они предусматривали всё что угодно, кроме возможности развала страны), а также всё, что за этим последовало, привели к всеобщей социальной, экономической и политической катастрофе.
Кстати, если город при этом и потерял меньшее (в процентном соотношении) количество населения, чем вся Камчатка в целом, то объясняется это двумя основными причинами: желанием чиновников всех мастей и рангов изо всех сил сохранить свои места и привычный образ жизни (и, надо сказать, им это удалось полностью), а также плавным перетеканием в город населения с побережий и глубинки на освобождающиеся в ходе частичного и стихийного исхода части горожан за пределы Камчатки.
Впрочем, почему и как это произошло – проблема, требующая специального анализа. А потому задам ещё один, вполне закономерный, вопрос: а не пора ли нам отказаться от нетрадиционной для России даты празднования Дня города и вернуть Петропавловску его настоящий день рождения? С тем, чтобы восстановить историческую, духовную да и просто человеческую справедливость по отношению к первооснователю города И.Ф. Елагину, к самому городу и его горожанам.
Правда, и в данном случае нам неизвестна точная дата этого события. Вернее, нам неизвестно, до 12 часов дня бот «Св. Гавриил» вошёл в Авачинскую губу или после. Что, как было установлено выше, имеет принципиальное значение. Ибо если это произошло после 12 часов, то гражданская и морская даты – 10 (21) июня – захода судна в бухту будут совпадать; а если до 12 часов, то по гражданскому времени это произошло 11 (22) июня.
Впрочем, не станем забывать, что выгрузка грузов и снаряжения на берег могла произойти лишь после того, как судно, тщательно измеряя фарватер, вошло в Ниакину бухту – то есть во внутренний ковш Авачинской губы. На что тоже потребовалось дополнительное, и не малое, время. А потому в любом случае к строительству первого строения моряки и мастеровые приступили не ранее 11 (22) июня.
Правда, не исключается, что «Св. Гавриил» вошёл в Авачинскую губу поздно вечером 11 июня, вследствие чего к строительству моряки и мастеровые смогли приступить только на следующий – 12 (23) июня – день. Так что у нас возникает выбор действий: либо следует отыскать в архивах точную дату начала строительства первого здания на берегу Ниакиной бухты; либо надо выбрать из числа возможных наиболее приемлемую дату.
Но коль скоро до сих пор ещё никому не удалось назвать точный день закладки первого строения Петропавловска, то со всех точек зрения наиболее достоверным выглядит 11 (22) число. Его и надо признать подлинным днём основания Петропавловска.
И пусть нас не смущает совпадение этой даты с другой великой и скорбной датой – началом Великой Отечественной войны. Ведь как бы там ни было, но город наш зародился именно как военно-морская база. Более того, он всегда был военно-морской базой и останется таковой на необозримое будущее – напомню, по этому случаю, что половину годового бюджета всего Камчатского края составляют расходы на содержание военно-морской группировки.
К тому же, не следует забывать, что во время самой Великой Отечественной войны морской порт Петропавловска сыграл большую роль по доставке из США военных грузов и продовольствия по лендлизу (А. Х. Паперно. Ленд-лиз. Тихий океан), внеся тем самым весомую лепту в нашу общую Победу. Как не следует забывать и того, что именно под самый конец Второй мировой войны город и его жители сыграли весьма значимую роль в освобождении Северных Курильских островов, приблизив окончательное завершение этой самой страшной изо всех войн человечества.
Так что, скажу окончательно, уж если на Руси началось покаяние в грехах и возвращение к прежним духовным ценностям, то нам, жителям Петропавловска, тем более не зазорно будет отрешиться от надуманного дня рождения Петропавловска и начать праздновать День города 22 июня. Праздновать без ложной помпезности и угарного разгула. Ибо, в конце концов, если в городском календаре одним праздным времяпрепровождением станет меньше, город наш от этого станет только чище. И светлее.
А значит, у него появится дополнительный шанс на будущее.
Кстати, о будущем. Вот уже четверть тысячелетия Петропавловску раз за разом прочат великое будущее. И раз за разом эти пророчества завершались погружением (в последний раз не далее как в конце 90-х годов прошлого столетия) нашего города в очередную разруху. И одно только это обстоятельство вызывает необходимость тщательного анализа причин этой череды событий. Но это уже станет задачей отдельного исследования.