Радикальное решение, или Оправдают ли себя жесткие меры?Рыбхолодфлот, УТРФ – эти названия когда-то известных предприятий с большой и славной историей остались на архивных страницах и в памяти рыбаков. |
Похоже, вскоре из экономики Камчатки исчезнет еще одно название, связанное с рыбной отраслью: принято решение о ликвидации ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт».
Не в ногу со временем?
Он ведет свою историю с 1933 года и всегда был одним из важнейших объектов экономики полуострова. Его развитие совпало с приходом на Камчатку крупнотоннажного флота и увеличением рыбообрабатывающих заводов, снабжавших качественной продукцией страну и мир. Рыбопромышленные предприятия, осознавая его важность, вкладывали немалые средства в обустройство территории, строительство причалов и в ковше, и в районе Моховой.
Но с началом перестройки наступила другая, рыночная реальность. Рыбный порт стал акционерным обществом. А причалы, на которых и должно было происходить комплексное обслуживание рыбопромысловых судов, государство оставило себе. Как говорят специалисты ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт» (ПКМРП), основной вид деятельности предприятия – обслуживание рыбацкого флота – постепенно стал уходить. Рыба сначала пошла напрямую за границу, минуя Петропавловск. Рыбопромышленные предприятия обзавелись собственными причалами, построили свои холодильники. Не помогло оживить работу с рыбопромысловым флотом и требование привозить рыбу на таможенную территорию России, поскольку у траулеров, сейнеров и транспортов появилась возможность оформлять суда и продукцию на рейде, не подходя к причалам.
Волей-неволей акционерному обществу, которое должно зарабатывать прибыль, пришлось заниматься обработкой генеральных и сыпучих грузов, поделив их с угольными причалами. Именно эта работа и давала средства, чтобы выжить. Получается, в рыбном краю происходил «естественный процесс» отмирания специализированного предприятия для работы с рыбацкими судами?
Он ускорился, когда ОАО «ПКМРП», ранее работавший с флотом по договорам об оказании услуг, не смогло получить причалы рыбного порта в аренду. Договор об этом нужен был компании для получения лицензии на погрузо-разгрузочные работы с опасными грузами. Но камчатский филиал ФГУП «Нацрыбресурсы», в чьем хозяйственном ведении теперь находятся причалы, по мнению специалистов акционерного общества, категорически не хочет заключать договор аренды.
Как следствие – состоявшееся не так давно собрание акционеров, на котором было принято решение о ликвидации ОАО «ПКМРП». К ноябрю этот процесс должен завершиться. На улице окажутся специалисты, знающие специфику работы рыбного порта. На Камчатке их не готовят – значит, замены им не найти.
«Счастье, ты где?»
И получается: государственное предприятие рыбной отрасли губит компанию, которая должна работать с рыбопромысловым флотом? У руководства филиала ФГУП «Нацрыбресурсы» другое мнение. После реорганизации государственных администраций торговых и рыбных портов, рассказал и.о. директора Камчатского филиала «Нацрыбресурсы» Ф.М. Гебень, появилась и уже работает (первый год) администрация единого морского порта, отвечающая за безопасность мореплавания. Но имущество двух портов не было объединено.
В свое время, когда шла приватизация, причалы рыбного порта как стратегические объекты остались за государством. А чтобы оно не потеряло функции управления ими, гидротехнические сооружения были переданы в оперативное управление госадминистрации рыбного порта. После того как ГА ПМРП не стало, Росрыболовство решило оставить причалы за собой, чтобы сохранить за ними «рыбную» специфику. Но имуществом надо управлять. И в целях совершенствования этого управления приказом Росрыболовства было создано ФГУП «Нацрыбресурсы», филиалы которого работают во всех портах России. В большинстве случаев причальные сооружения передавались с обременением в виде договоров аренды, которые были заключены ранее территориальными органами Росимущества. Исключение составили причалы Петропавловск-Камчатского морского рыбного порта, Махачкалинского МРП и части гидротехнических сооружений Магаданского, Невельского и Холмского морских портов. Камчатский филиал Нацрыбресурсов действительно не заключает договоры аренды причалов ни с ОАО «ПКМРП», ни с каким-либо другим предприятием. Таково было решение головного офиса ФГУП – до реконструкции гидротехнических сооружений никаких договоров аренды. Когда же наступит это «счастливое завтра» реконструкции?
Еще в 2009 году генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурсы» Олег Миронов рассказывал в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» о том, что тогда же «Росрыболовством был проведен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение в 2009 г. работ по разработке проектной документации на реконструкцию объектов федеральной собственности морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах: Владивостокском, Петропавловск-Камчатском, Хасанском, Невельском, Калининградском.
Победитель конкурса уже определен, открыто финансирование работ.
В соответствии с условиями этого контракта разработчик должен до конца 2009 г. произвести изыскательные работы, подготовить проектно-сметную документацию и провести ее государственную экспертизу. На основании разработанной проектной документации в 2010 г. предполагается начать работы непосредственно по реконструкции этих причальных сооружений».
Работ по реконструкции причалов не видно до сих пор, хотя на дворе сентябрь 2010 года. На самом деле, рассказал Ф.М. Гебень, практически ничего из того, о чем говорил О. Миронов, не выполнено. Изыскательские работы не проводились, а по итогам «выигранного» конкурса идет судебное разбирательство.
Тем временем на 3-м причале образовалась немалая дыра. Хорошо хоть, что этот причал предназначен не для грузовых работ, а для отстоя судов. Но нельзя сказать, что ремонтом его никто не занимается. Договоры на проведение работ уже готовы, и как только будет получено согласование из Москвы, начнутся ремонтные работы.
Но это будет больше напоминать латание дыр. Причалам уже по 50 лет, подходит к концу срок их эксплуатации – значит, провалы будут появляться и на других гидротехнических сооружениях. В том числе на причалах № № 1 и 2, где расположены портальные краны. Что будет, если под ними в момент грузовых работ провалится грунт, говорить не надо. Плохо будет всем – и тем, кто в момент аварии находился бы рядом, и тем, кто дал «добро» на проведение работ.
Опасное состояние причалов подтвердила компетентная комиссия, собранная по инициативе Ф.М. Гебеня и обнаружившая просадки грунта на них. Поэтому и пришлось издать приказ, запрещающий производить погрузочно-разгрузочные работы на этих причалах. Конечно, это наносит определенный ущерб деятельности ОАО «ПКМРП», которому принадлежат доставшиеся после приватизации порта подкрановые пути. Но жизни людей, безусловно, дороже.
Тем не менее, проводить реконструкцию причалов надо. Только как это сделать, если на государственной собственности стоят частные краны? Как можно вкладывать государственные средства в ремонт частной собственности – подкрановых путей? Вот и добивается Камчатский филиал ФГУП «Нацрыбресурсы» пересмотра итогов приватизации рыбного порта в части возвращения государству подкрановых путей, когда-то вошедших в уставной капитал ОАО «ПКМРП». Стороны в своей тяжбе дошли уже до Высшего арбитражного суда.
Как только (и если) это будет сделано, причалы начнут ремонтировать. А после реконструкции гидротехнические сооружения, служившие терминалами морского порта и предназначенные для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, вполне могут быть сданы в аренду.
И все-таки рыба?
Но вряд ли их арендатором станет ОАО «ПКМРП». Акционерное общество с «рыбным» названием практически потеряло связь с рыбной отраслью, считает Ф.М. Гебень. Оно занимается чем угодно – углем, клинкером, металлоломом. Если отдать этому ОАО в аренду причалы, к ним встанут сухогрузы, работа с которыми принесет намного больше прибыли. А куда деваться рыбопромысловому флоту? Сейчас же причалы используются именно для обслуживания сейнеров и траулеров. Филиал Нацрыбресурсов заключил договоры об оказании услуг с 47 рыбопромысловыми компаниями, и причалы рыбного порта стали базой для почти сотни рыбацких судов. В шторм сюда заходят и другие траулеры – никому не отказывают в убежище. Когда отремонтируют 3-й причал, там разместятся МРСы, чтобы проводить ремонт и готовиться к путине – ведь это «родные» для них причалы, предназначенные для стоянки рыбопромысловых судов.
Нельзя сказать, чтобы работа с рыбой и рыбацкими судами была нерентабельной. Здесь есть холодильник, принадлежащий ООО «КМП ’’Холод’’», который морозит продукцию, занимается ее выгрузкой и обслуживанием рыбопромысловых судов. На территории порта существует рыбообрабатывающий завод Камчатрыбопродукта и здесь же стоит его траулер «Ягодное». А завтра это предприятие, может быть, здесь рынок откроет – так почему бы не дать причалы в аренду и ему?
Почему-то ОАО «ПКМРП» не пошло этим путем – не строило холодильники для рыбопродукции, не привлекало к причалам рыбопромысловые суда.
Так, может, государство могло вмешаться в деятельность акционерного общества, сменить неэффективный менеджмент, «подправить» его деятельность? Ведь до недавнего времени оно имело 37 % акций – блокирующий пакет. Но некоторое время назад этот пакет был продан – видимо, государство посчитало, что Камчатке такое предприятие не нужно.
Во время передачи причалов в ведение ФГУП «Нацрыбресурсы» много было разговоров о том, что размер арендной платы не изменялся на протяжении многих лет. В результате на момент приема имущества Нацрыбресурсами ставки арендной платы были значительно ниже рыночно обоснованных. И предприятием была организована работа по его переоценке в целях установления рыночно обоснованной величины арендной платы за пользование причальными сооружениями. На Камчатке тарифы были повышены. И затем уже три года не меняются. А платить 1 руб. 89 коп. за 1 погонный метр сейчас – не такие уж большие деньги, считает Ф.М. Гебень. Если тот же СРТМ стоит «вторым бортом», то за месяц выходит 27 тыс. руб. Поэтому тарифы – это не причина того, что Петропавловский порт считается непривлекательным для рыбаков. Достаточно посмотреть, сколько судов сейчас стоят в ковше – нельзя сказать, чтобы причалы пустовали. А когда есть свободные, то к ним могут швартоваться (не в ущерб рыбопромысловым) и другие суда, к примеру, занимающиеся «северным» завозом. Ведь это делается в том числе и для прибрежных поселков, жизнь которых зависит от рыбопромышленных предприятий. К тому же ФГУП «Нацрыбресурсы» (в отличие от прежней госадминистрации рыбного порта, установившей плату, которой хватало только на поддержание причалов в рабочем состоянии) должно зарабатывать деньги, но эксплуатируя государственную собственность и для государства. Хотя прибыль не столь уж значительна – 300-400 тыс. в месяц. Эти деньги вкладываются в тот же ремонт причалов или портового буксира «Рьяный».
Но руководство филиала Нацрыбресурсов озабочено не только сиюминутными делами. Есть мысли и о том, как развиваться «рыбным» причалам. К примеру, рыбацкие суда бункеруются где попало. А в рыбном порту есть небольшой причал, реконструкция которого позволит снабжать траулеры горюче-смазочными материалами. Есть идеи и по разгрузке в Петропавловске рыбы-сырца. В общем, ФГУП «Нацрыбресурсы» не собирается стоять на месте, а намерено развивать причалы в соответствии со специализацией, то есть с обслуживанием рыбопромысловых судов, приемом, хранением и отгрузкой рыбопродукции.