Так нужен нам новый флот?30, 40, 50 лет назад наш полуостров постоянно встречал новые современные рыбацкие суда, благодаря которым Камчатка стала рыбным цехом страны, а ее экономика стремительно развивалась. Теперь же камчатский рыбопромысловый флот, практически не обновляющийся с тех времен, стремительно стареет. |
Пора обновляться!
Большинство судов, принадлежащих предприятиям края, построены в 70-80-е годы прошлого столетия. Их скоро пора будет списывать. Возраст 89 % единиц флота рыбной отрасли составляет более 15 и 65 % – более 20 лет. Если ничего решительного для исправления ситуации не будет предпринято, можно забыть не только про возвращение в Мировой океан, о чем так много говорили в последние годы. Под вопросом будет и освоение уже имеющихся объемов водных биоресурсов в окружающих полуостров морях. Эти физически изношенные суда просто будут все чаще ломаться и простаивать в нескончаемых ремонтах, пока не отправятся «на гвозди». Если все же удастся выловить рыбу и произвести из нее продукцию, то она окажется слишком дорогой и потому неконкурентоспособной. Ведь построенные по проектам 60-80-х годов суда уже сегодня могут считаться малоэффективными и морально устаревшими, к тому же они потребляют больше дорогого топлива, чем современные траулеры. Это не может не сказаться на конечной цене продукции.
В последние годы камчатские рыбопромышленные предприятия предпочитали заменять устаревшие, не отвечающие по своим технико-эксплуатационным характеристикам современным требованиям суда, покупая дешевые старые траулеры зарубежной постройки. Это не выход. Чтобы добиться коренного обновления флота, нужно строить его на российских верфях, развивая собственную экономику, предоставляя рабочие места соотечественникам.
Заманчивое предложение
«Но где эти российские верфи?», – спрашивали в последние годы рыбопромышленники, которые готовы строить дешевые и конкурентоспособные суда, начиненные современным судовым оборудованием. Большинство верфей, поставлявших траулеры в советское время, оказалось за российскими границами. Те же, что остались, к примеру, на Дальнем Востоке, были «заточены» под военные нужды. К тому же они тоже до предела изношены и морально, и физически. Фактически это «металлолом» и прошлый век, с помощью которого новые суда не построить.
Заботу о российском судостроении проявило и российское правительство. Это подтвердил состоявшийся 25 августа визит его главы В.В. Путина, побывавшего на БАТМ «Михаил Старицын» и своими глазами убедившегося в необходимости обновления рыбопромыслового флота. Вскоре должна появиться стратегия развития отечественного судостроения.
Но судостроители и сами не собираются ждать. Особенно теперь, почувствовав повышенное внимание к судостроению со стороны федеральных властей. Пример тому – проект судостроительного завода «РОСКОР». Идея создания на территории ОАО «Приморский завод» в Находке современного судостроительного предприятия как отдельного самостоятельного бизнеса появилась 5-6 лет назад. Но лишь в октябре 2008 года, с приходом корейского партнера Hanaro Shipbuilding Co., Ltd., представляющего консорциум нескольких частных корейских фирм, заинтересованных в создании СП по судостроению в России, эта идея обрела реальные черты. Вместо того, чтобы модернизировать устаревший металлолом, наши дальневосточные коллеги решили строить современную судоверфь, специализирующуюся на строительстве исключительно рыбопромыслового флота. Уже определена площадка с выходом в акваторию фронтом в 105 м, где будут созданы три стапельных места для сборки и спуска на воду малотоннажных (длиной 27-35 м), среднетоннажных (50-65 м) и крупнотоннажных (80-130 м) рыбопромысловых судов. Большая часть необходимого оборудования расположится в имеющемся блоке цехов, остальное – на открытой площадке. Планируемые здесь судостроительные мощности позволят перерабатывать до 18 000 тонн корабельной стали (а впоследствии и до 36 000 тонн в год). На этих мощностях можно выпускать ежегодно до 18-20 судов типа «стеркодер» длиной 65 м или 7 судов типа БАТМ длиной 105 м (как раз те, которые необходимы Камчатке). Поскольку опыта строительства нет, то от российской стороны в проект будут «вложены» территория с отличной логистикой, рынок сбыта сотен рыбопромысловых «единиц» и рабочие (всего планируется создать до 850 рабочих мест). Корейцы (они в числе лидеров современного судостроения) готовы предоставить технику, технологии и управленцев.
Но в последние 3-4 месяца реализация проекта несколько замедлилась, упершись в три давние проблемы, делающие невозможным начало реального судостроения в России: отсутствие господдержки судостроительному бизнесу, рынка готовых к реализации проектов перспективных рыбопромысловых судов и господдержки рыболовным компаниям в финансировании постройки новых судов. Хотя в последнем вопросе есть подвижки. К примеру, правительство края оказывает поддержку предприятиям, занимающимся рыбным бизнесом, в том числе и для обновления флота.
Конечно, без изучения того, что же реально нужно рыбопромышленникам Дальнего Востока, не обойтись. В последние полтора года руководство РОСКОР-проекта этим и занимается – знакомится с руководителями рыбных компаний, пытается вместе с ними понять, какие суда нужны им в ближайшей перспективе. Проект был представлен и камчатским рыбопромышленникам, собравшимся 8 октября на Камчатский рыбопромышленный совет.
А самим слабо?
Предложение выглядит заманчиво – построенные по проекту «РОСКОР» суда должны быть на 30-40% дешевле, чем такие же, но сделанные в Европе. По качеству выполненных работ спущенный на воду в Находке траулер будет соответствовать высшему мировому уровню, который определяют сейчас южнокорейские корабелы – ведь именно корейские инженеры будут руководить процессом производства, внедряя корейскую организацию труда. Строиться суда будут в течение 8 месяцев. Для достижения такой скорости будет применяться блочный способ сборки корпусов и другие корейские ноу-хау.
Но ведь что-то подобное можно сделать и на Камчатке. Здесь есть судоремонтные заводы и с более богатой историей и традициями. Наверняка можно найти и площадки для строительства стапельных мест – город, расположенный у обширного водоема, практически не имеет выходов к Авачинской губе из-за многочисленных причалов. Несколько лет назад на одной из верфей был спущен на воду маломерный траулер «Скедия». При желании хотя бы маломерные суда можно было бы строить и на Камчатке. Они ведь тоже нужны – это основа флотов прибрежных предприятий, благодаря деятельности которых живут береговые поселки. Но может быть, доставлять сюда корабельную сталь, чтобы строить камчатские траулеры, окажется дороже, чем заказать такое же судно в Приморье, более тесно связанном с материком?
Будем надеяться, что проекты строительства современных рыбопромысловых судов осуществятся, и камчатский флот пополнится новыми траулерами.