Море кормит, море хоронит(Начало в № № 38, 42, 43) |
1966
21 февраля ночью в условиях сильнейшего урагана со скоростью ветра свыше пятидесяти метров в секунду, при снегопаде и температуре двадцать градусов ниже нуля от интенсивного обледенения перевернулся и затонул со всеми находившимися на борту поисковый СРТ «Карага».
В этот день погибли:
Загорский Геннадий Иванович,
Шеховцев Владимир Никитович,
Васильев Владимир Михайлович,
Асташков Георгий Петрович,
Анищенко Василий Егорович,
Шевченко Владимир Петрович,
Куземко Виталий Дмитриевич,
Смирнов Борис Николаевич,
Платов Евгений Петрович,
Тайнович Аркадий Иванович,
Глухов Анатолий Петрович,
Сахарюк Алексей Андреевич,
Гуркин Анатолий Федорович,
Семенков Василий Михайлович,
Назарцев Василий Андреевич,
Корякин Александр Иванович,
Новакшенов Юрий Николаевич,
Бусыгин Владимир Павлович,
Антошин Вячеслав Иванович,
Пивоваров Александр Павлович,
Кругляков Александр Петрович,
Старых Игорь Николаевич,
Шевченко Юрий Архипович,
Каманин Владимир Иванович.
Двое, завершающие этот список, – инженеры экспериментального конструкторского бюро промысловой разведки Камчатрыбпрома. В 1965 г. они разработали конструкцию нового разноглубинного трала для средних траулеров. Трал, испытанный в Олюторском заливе на лове сельди, показал высокую эффективность. Приказом по Камчатрыбпрому для внедрения нового орудия лова в 1966 г. с 15 февраля 1966 г. для продолжения экспериментальных работ на полтора-два месяца выделялось поисковое судно «Карага». Оба инженера командировались на нем на промысел в Охотское море и на юго-восток Камчатки. «С внедрением трала промысловый флот будет работать на тяжелых грунтах без порывов. Появится возможность оснащать трал без жестких грунтропов, что позволит уменьшить сопротивление трала, снизит стоимость изготовления».
19 февраля 1966 г. в 18.00 СТР «Карага» под управлением капитана Г.И. Загорского вышел из Петропавловска в район юго-восточного побережья Камчатки. 21 февраля судно не вышло на связь. В этот же день для организации его поисков была назначена оперативная группа Камчатрыбпрома в составе В.П. Потапенко, заместителя начальника и В.Г. Очеретина, начальника отдела мореплавания.
Судно было найдено 27 февраля 1966 г. в районе острова Уташуд на глубине 35 метров в двух с половиной милях от берега. Акт водолазного обследования гласит: «Во всех жилых и служебных помещениях за исключением нижней двухместной кормовой каюты левого борта трупы людей отсутствуют. В двухместной каюте был обнаружен труп старшего инженера промразведки Каманина Владимира Ивановича, который поднят и доставлен в порт».
Решением Петропавловского городского суда от 18 апреля 1966 г. все члены экипажа «Караги» признаны умершими. Их список ныне можно увидеть на памятной доске, что висит на Аллее флота.
5 марта на БМРТ «Браслав» Управления тралового и рефрижераторного флота при вводе в работу парового котла № 2 от взрыва топлива в топке получил смертельные ожоги котельный машинист Савельев Валерий Иванович, двадцати шести лет.
Заступив на вахту в 04.00, машинист вывел из действия котел № 2 из-за уменьшения потребности в паре. Когда в 6.30 расход пара возрос, он стал разжигать его, стоя против смотрового отверстия топки, через которое ввел горящий факел. Из-за плохой вентиляции топки в момент розжига произошел взрыв паров топлива. Пламя, выброшенное через смотровое отверстие в котельное отделение, попало на котельного машиниста, он получил ожоги 80 % поверхности тела и скончался в лазарете приморской плавбазы.
Причиной этого несчастного случая стало использование дизельного топлива вместо рекомендованного заводом-строителем траулера мазута. «Случай разобран на всех судах флота, на котлах предложено сделать предупредительные надписи, восстановлена мазутная система отопления котлов».
2 мая в 01.28 БМРТ «Куба» Управления тралового и рефрижераторного флота спускал трал. Со своего рабочего места, перегнувшись вниз за корму судна, чтобы взять ваер, не удержался и упал за борт на край слипа, а оттуда скатился в море матрос Дементьев Дмитрий Владимирович, тридцати двух лет.
Моряк плохо держался на воде, не сумел воспользоваться брошенным ему спасательным кругом. Спасти его не удалось – он утонул. «Причиной падения Дементьева за борт судна, как это установлено расследованием, могло явиться лишь то, что Дементьев после коллективного ужина и распития виноводочных изделий вышел на вахту в нетрезвом состоянии, в силу чего пренебрег правилами по технике безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и погиб».
1 мая в 18.00 по инициативе администрации БМРТ состоялся коллективный ужин, во время которого каждому члену экипажа было выдано по бутылке красного вина. «Ужин длился с 18 до 21 часа, и многие члены судокоманды, как рядового, так и командного состава были выпивши, так как кроме красного вина у отдельных лиц хранились к празднику и другие виноводочные изделия, которые были распиты во время этого ужина».
Приказом капитана судна промысловая вахта и работа завода с 18.00 до 00.00 были отменены. «В коллективном ужине и распитии виноводочных изделий принимал участие и матрос Дементьев Дмитрий Владимирович, 1933 г. р., который с 00.00 часов должен был заступить на промысловую вахту».
14 мая в 15.12 на СРТ «Камчатская правда» Управления тралового и рефрижераторного флота смертельно травмирован матрос Алексеев Анатолий Григорьевич, 1942 г. р.
При постановке трала он накладывал шлаги мессенджера на турачку траловой лебедки. Его рука, одетая в резиновую перчатку, попала под трос. Электрический тормоз лебедки оказался неисправным. Матроса затянуло на турачку, где он скончался. Его тело отправили для погребения в Хабаровск.
Июнь. На теплоходе «Карелиялес» Камчатского управления морского флота погиб матрос первого класса Лагунин (инициалы не выявлены).
4 августа на СРТ «Крузенштерн» Управления тралового и рефрижераторного флота во время швартовки к рефрижератору «Волчанск» лопнуло бревно, за которое ввиду отсутствия левых носовых кнехтов был заведен швартовый трос. В этот момент из-за носовой тамбучины неожиданно появился и был травмирован повар Жежеря Василий Михайлович, двадцати девяти лет.
Спустя два часа он скончался на рефрижераторе «Волчанск», не приходя в сознание.
25 августа был сбит в воду румпелем из-за задевания пером руля за грунт или какое-либо препятствие и утонул шкипер плашкоута № 1186 Кировского рыбокомбината Никитин Константин Михайлович, 1930 г. р.
20 ноября в районе промысла на тридцать шестом году жизни скоропостижно скончался опытнейший работник Управления тралового и рефрижераторного флота, капитан-директор БМРТ «Куба» Лисицын Владимир Михайлович.
Он пришел в Тралфлот в 1951 г. после окончания Петропавловской мореходной школы. До 1952 г. работал матросом и рыбмастером, затем помощником капитана и капитаном СРТ «Рыбак», «Коряк». В 1964 г. стал капитаном-директором БМРТ «Куба». Знаток штурманского дела, умелый руководитель и организатор добычи рыбы. Экипажи возглавляемых им судов регулярно перевыполняли планы вылова и выпуска готовой продукции. Награжден орденом «Знак Почета» (1957 г.), ударник коммунистического труда, отличник социалистического соревнования РСФСР.
7 февраля 1971 г. был учрежден «Приз капитана Лисицына», которым награждался экипаж, добившийся наилучших годовых результатов, внедрявший передовой опыт, работавший без аварий, экономично и бережливо: «Непременным условием является выполнение социалистических обязательств». Вместе с призом экипажу вручались памятное свидетельство и премия 5 тыс. руб. Капитану-директору судна-победителя предоставлялся ряд льгот (например, квартира вне очереди). Первый приз имени капитана Лисицына присужден экипажу БМРТ «Кушка».
В.М. Лисицын похоронен в Петропавловске на Халактырском кладбище.