Газета «Рыбак Камчатки»

Владимир ЛАГУТИН: "Часто рыбу приходилось выбрасывать за борт"

Сегодня наш рассказ об удивительном человеке – ветеране, заслуженном работнике Океанрыбфлота Владимире Александровиче Лагутине. Свою трудовую деятельность на Камчатке он начал в 1955 г. в должности начальника радиостанции. Был направлен по распределению из школы юнг г. Находка.

Участвовал в поиске СТР «Ключевской» в составе команды СРТ «Камбальный». 31 декабря 1961 года траулер перестал выходить на связь, был жестокий шторм, большое обледенение, сильный мороз, высота волн достигала 12-15 метров.

- 5 января, когда мы вышли на спасение «Ключевского», – рассказывает Владимир Александрович, – шторм был очень сильным. Двое суток боролись с обледенением судна. Ничего не ели. Елена Ивановна Бурцева (кок) выручала – приносила кипяток. Этим и обходились.

В поисках нам помогали два американских самолета, подключился флот Приморья и Сахалина. Искали целую неделю, пока не обнаружили в воде лючину от трюма. До сих пор неизвестно точное заключение о гибели «Ключевского».

По мнению В. Лагутина, предположительно, есть следующие причины: команда упустила момент обледенения во время шторма; закончилась вода в котле отопления. В результате произошел взрыв. Вследствие этого вырвало борт судна, произошло затопление; суда немецкого производства неизбежно тонули при затоплении машинного отделения, а отечественные – оставались на плаву. СТР «Ключевской» – немецкого производства.

Капитаном погибшего СТР был Юрий Руднев. Ему тогда было около 30 лет. Семьям погибших моряков не платили пенсию по потере кормильца, считая, что якобы те бежали в Америку. Всего в команде было 24 человека. До настоящего времени все числятся пропавшими без вести.

- Владимир Александрович, расскажите немного о работе в море.

- После срочной службы в 1956 г. пришел работать в УМАР (Управление морского активного рыболовства), которое позже было переименовано в УТРФ. Начинал на СРТ «Рыбновск», только что пришедшего с новостроя. Затем был МБ «Геркулес», МБ «Сигнальный»; далее – БМРТ «Пахачи», «Калар», «Восход», «Калывань» и многие другие.

- Какие проблемы были в то время в рыбной отрасли? Как их решали?

- Основная трудность: не хватало морозильных емкостей. Разливали рыбу на палубе, накрывали брезентом, но т.к. срок хранения ограничен, приходилось выбрасывать и за борт. Ловили в то время хек на западном побережье Америки.

Велась совместная работа с Востокрыбхолодфлотом (г. Владивосток). Суда принимали рыбу от СТР для заморозки. СРТМы приходили на помощь: охлаждали рыбу в трюмах.

Были и такие ситуации, когда обращались в порт Усть-Камчатска с просьбой принять улов, затем шли в Петропавловск на ЖБФ – отказывали принять рыбу, затем – в Северо-Курильск (Сахалин) – тоже отказ. В итоге после таких длительных «путешествий» приходилось тоже выбрасывать рыбу за борт.

Очень мешали качественно работать планы, когда необходимо было выловить точное количество рыбы, заготовить столько то мороженой продукции, муки. Не выполнишь какой пункт – премии не получишь.

Сейчас Владимир Александрович на заслуженной пенсии. В основном занимается дачей. Выращивает виноград, приобрел зимостойкий сорт, который дает довольно хороший урожай.

Пожелаем ветерану крепкого здоровья, долгих лет жизни, радости и взаимопонимания в семье, мира душевного, простого человеческого счастья.

Оксана НОВОСЕЛОВА.