Когда Родина в опасностиС первых дней Великой Отечественной войны многие моряки транспортного и рыбопромыслового флотов ушли на фронт. Оставшимся пришлось трудиться с удвоенной нагрузкой и в плавании, и на грузовых операциях, и на ремонте судов. В водах Тихого океана и в наших внутренних водах рыскали военные корабли и подводные лодки Японии, а самолеты бомбили и обстреливали советские суда. Всего с 1941 по 1944 годы японцами были задержаны 178 советских судов и потоплены 10, еще три потопили неизвестные подводные лодки. |
Камчатские рыбаки с РТ «Восток» зимой 1941-42 годов на Явинской банке добыли одну тысячу тонн камбалы – это был большой успех. Среднегодовой вылов рыбы судами Морлова за время войны был увеличен в два раза. Руководил им в эти годы Г.Я. Ермошкин.
Во время высадки Курильского десанта суда транспортного и рыбопромыслового флотов Камчатки перевозили бойцов, снабжение и технику. В состав десантного отряда вошли транспортные суда: «Максим Горький», «Чапаев», «Коккинаки»; рыболовные: РТ «Буревестник», «Дальневосточник», «Авача», «Вилюй» и другие.
Многие работники Морлова, участвовавшие в Курильском десанте, были награждены орденами и медалями за совершенные подвиги. Известный капитан АКОфлота Г.А. Барботько, командуя танкером «Максим Горький», снабжал топливом корабли десанта непосредственно в районе боевых действий. Он был награжден орденом Красной Звезды. Боцман промыслового судна Николай Числов отличился в боях на острове Шумшу, впоследствии стал известным капитаном-промысловиком Тралфлота, Героем Социалистического Труда.
В трудный момент боя на Шумшу срочно потребовались противотанковые боеприпасы, необходимые для отражения атаки японских танков. Будучи уже раненым, мастер добычи М.Ф. Барбашов с группой бойцов под ураганным огнем врага отправился на рейд и доставил с десантного судна к месту боя бронебойные патроны. За мужество и отвагу рыбак был награжден орденом Отечественной войны П степени.
В течение трех суток на самоходной барже после нескольких ранений продолжал подвозить боеприпасы и оружие десантникам бывший моторист Петропавловского порта АКО В.И. Сигов. 14 сентября 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Капитан рыболовного траулера, капитан-лейтенант А.Н. Моисеев за умелое командование действиями дивизиона тральщиков награжден орденом Отечественной войны I степени.
Механик сейнера «Авача» А.А. Черняев в условиях горячего боя вывел на буксире моторной шлюпки охваченное огнем и покинутое экипажем десантное судно с грузом боеприпасов, чем предотвратил тяжелые потери от его взрыва в группе судов десанта. За этот героический поступок А.А. Черняев был представлен к правительственной награде.
За мужество и умелые действия при освобождении Курильских островов награждены орденом Красной Звезды помощник капитана РТ «Буревестник» Н.С. Колядин, старший механик этого же траулера А.Н. Андрющенко, старший механик РТ «Дальневосточник» Г.С. Плюснин и другие.
После окончания Великой Отечественной войны произошла реорганизация рыбной промышленности Камчатки. Акционерное камчатское общество было переименовано сначала в Госрыбтрест (1 октября 1945 г.), а затем в Главкамчатрыбпром (1 июня 1946 г.). За рыбопромысловым флотом осталось прежнее название – Морлов, а АКОфлот переименован в Камчатрыбфлот. Флот стал быстро пополняться новыми судами. В 1946 году из Канады прибыл паровой буксир «Кашалот». С запада поступают на флот трофейные суда: пароходы «Барнаул» и «Рылеев», танкер «Херсонес». С 1948 года Камчатрыбфлот пополняют деревянные парусно-моторные шхуны финской постройки, в их числе трехмачтовые баркентины «Штурман» и «Горизонт». Очень долго они служили учебными судами для курсантов мореходки.
В 1949 году на флот подошли несколько паровых буксиров финской постройки типа «Геркулес».
В первой послевоенной пятилетке перед коллективом базы Морлова была поставлена задача к 1947 году восстановить довоенный уровень добычи рыбы, а в 1950 году превзойти его в два раза. Рыбацкий флот стал пополняться новыми судами. В 1945 году поступил отряд малых сейнеров черноморского типа (МЧС). Они имели деревянные корпуса, двигатель 100 и 150 л. с., получили названия: «Адмирал Корнилов», «Шкив», «Вертлюг», «Ваер», «Блок», «Шток», «Трал» и др. Все не были приспособлены к суровым камчатским условиям и их перебазировали в Приморье.
В это же время была организована экспедиция сейнеров и паровых траулеров за сельдью в Олюторский залив. Лучших результатов в ней добился экипаж сейнера «Стахановец» под командованием капитана П.Е. Алешкина. Хорошо потрудился экипаж РТ «Буревестник», где капитаном был П.М. Иванов.
Невзирая на крайне изношенные суда, нехватку топлива и снабжения, рыбаки Морлова из года в год выходили в море и наращивали уловы. Об этом свидетельствуют данные о количестве добытой рыбы в годы послевоенной пятилетки (в центнерах): 1946 – 22.134; 1947 – 62.611; 1948 – 53.080; 1949 – 99.051; 1950 – 75.351.
Получилось, что довоенный уровень добычи рыбы промысловым флотом был достигнут уже в первом году послевоенной пятилетки, и коллектив Морлова подтвердил перспективность активного морского промысла.