Послевоенные пятилеткиНачало 50-х годов открыло новый период в развитии рыбной промышленности Камчатки – промысловый флот получил возможность выйти на просторы Тихого океана, Берингова и Охотского морей. Начался стремительный рост добычи рыбы. |
Росту вылова прежде всего способствовало пополнение добывающего флота дизельными траулерами. В 1951 году из ГДР в Управление тралового флота поступил первый отряд из десяти СТР-300: «Красное знамя», «Беркут», «Ястреб», «Кречет», «Камчатская правда», «Камчатский комсомолец», «Портовик», «Сокол» и другие. В следующем году прибыл еще один отряд из четырнадцати судов: 300-сильные «Альбатрос» и «Полярник» и 400-сильные «Академик Книпович», «Крузенштерн», «Рыбак» и др. Рыбаки получили больше возможностей эффективно вести траловый промысел донных рыб, развернули экспедиционный лов жирующей сельди.
Опыт ветеранов флота был в то время особенно полезным для молодых судоводителей, механиков и других специалистов, поступающих на флот из учебных заведений. Среди них были судоводители А.М. Арестов, Ю.П. Соколов, В.К. Соловьев, Ю.П. Кузин, В.К. Косолапов, В.Б. Бегулов, В.И. Генералов, С.П. Медведев, В.М. Лисицин, А.Ф. Мердов, Г.Г. Сиднин, А.Ф. Тужилкин, Е.А. Петухов, С.Н. Андреев, Н.В. Сотников, П.А. Рязанов, О.А. Заварин, А.А. Когачев и многие другие.
В 1953 году начальником управления был назначен П.А. Демидов, с именем которого связано энергичное расширение океанического промысла на Камчатке.
Пополнение флота новыми судами не ограничилось приходом двух первых отрядов, оно продолжалось непрерывно, как за счет поставок из ГДР, так и из отечественного новостроя, в том числе и с Хабаровской судоверфи. С 1953 по 1958 годы траловый флот увеличил численность судов на 29 средних траулеров, в числе которых были «Алупка», «Алушта», «Камбальный», «Карагинский», «Калыгирь», «Корф», «Кошегочек», «Крутой», «Ропша», «Семипалатинск», «Серпухов», «Синарск», «Соликамск», «Николай Вилков» и другие.
Приход новых судов позволил управлению резко увеличить добычу рыбы. В 1952 году экипаж траулера «Полярник», руководимый капитаном П.Е. Алешкиным, выловил рыбы больше всех в управлении, а в следующем году взял два годовых плана. В 1956 году экипаж СРТ «Север» под руководством капитана А.А. Кузнецова добыл 2 760 тонн рыбы, установив всесоюзный рекорд для судов этого типа. В том же году рыбаки «Полярника» выловили 2 500 тонн рыбы. Многие члены экипажа этих судов были удостоены правительственных наград, а капитанам П.Е. Алешкину и А.А. Кузнецову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Они стали первыми в траловом флоте, чей труд был отмечен столь высокой наградой.
Расширение районов лова вызвало острую необходимость в плавучих базах. Не имея в своем распоряжении плавбаз, рыбаки были вынуждены большую часть улова сдавать на береговые предприятия, теряя драгоценное промысловое время и сортность добытой рыбы. Первым шагом по устранению зависимости добывающего флота от береговых предприятий стало использование в качестве плавбаз сухогрузных пароходов Камчатрыбфлота. Пароходы «Ительмен», «Орочон», «Эскимос» и другие вместе с добывающими судами работали в промысловых экспедициях.
Важные структурные преобразования произошли в 1957 году, когда Управление тралового флота было объединено с Камчатрыбфлотом и получило название Управление морского активного рыболовства (УМАР). В его состав вошли также Петропавловский морской рыбный порт и плавучая судоремонтная база «Фреза».
В 1958 году УМАР получило новое наименование – Управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ).
На следующий год из Японии поступила построенная по заказу Советского Союза специализированная сельдевая плавбаза «Ламут» с охлаждаемыми трюмами. С ее приходом было положено начало постепенной замены сухогрузных пароходов, используемых для приема и обработки рыбы в экспедициях.
В историю развития рыбопромыслового флота Камчатки 50-е годы вошли как период бурного роста океанического лова. Вместе с тем, этот период характерен резким сокращением добычи лососевых – главного объекта камчатских промыслов. Своевременно созданный и набравший к тому времени силу промысловый флот дал возможность не только избежать большого спада, но и обеспечил планомерный прирост уловов рыбы и производства рыбопродукции. Соответственно увеличилось значение тралового флота в объеме улова рыбы в целом по Камчатрыбпрому. Если в 1950 году добытая флотом рыба составляла по отношению к общему вылову лишь 15,5 процента, то в 1955-м уже 55 процентов, а в 1960 году – 74,3 процента.
В конце 1961 года на Камчатку прибыл и вошел в состав добывающих судов Управления тралового и рефрижераторного флота первый «Браслав». Построенный на судостроительном заводе в Николаеве, большой морозильный рыболовный траулер, имеющий мощность главного двигателя 2 000 лошадиных сил, морозильное оборудование, установку для переработки отходов на кормовую муку, обладающий высокими мореходными и промысловыми качествами, способный вести промысел в любых районах мирового океана, являл собой принципиально новый тип промыслового судна, открывший рыбакам большие возможности для проявления профессионального мастерства.
Большим преимуществом БМРТ по сравнению с промысловыми судами, которыми был оснащен флот, являлось траление по кормовой схеме, что в сочетании с другими достоинствами судна позволяло вести лов рыбы при штормовой погоде до 8 баллов. Возглавлять «Браслав» было доверено опытному капитану-промысловику Н.В. Сотникову. Первым старшим механиком траулера стал Я.М. Картожинский.
С 1961 по 1968 годы УТРФ получило из новостроя БМРТ «Хинган», «Амгу», «Опала», «Узбекистан», «Куба», «Ительмен», «Восход», «Трудовые резервы» и другие, всего 19 судов.
Все суда этого типа эксплуатировались стабильно и в течение ряда лет по производственной и экономической эффективности лидировали в дальневосточном бассейне. В 1965 году среднегодовой вылов одного БМРТ тралового флота составил 10,8 тысячи тонн рыбы. Управление получило 28 миллионов рублей прибыли, из них свыше 10 миллионов сверхплановой. Стоимость постройки одного траулера окупалась менее чем за полтора года.
В 1961 году из Польши пришла плавбаза «Советская Камчатка», а в следующем однотипная «Чукотка». Новые базы имели оборудование для охлаждения трюмов. С 1968 года приемообрабатывающий флот пополнялся исключительно плавбазами Б-69. Первым таким судном стало «50 лет Октября».
За выдающиеся заслуги в освоении морского и океанического промысла 21 октября 1967 года Управление тралового и рефрижераторного флота было награждено памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.