Камчатка ошибок не прощаетВ прошлом номере газета «Рыбак Камчатки» сообщила читателям об аварийном происшествии с буксиром «Садко». Сегодня подробности случившейся аварии рассказывает министр специальных программ Камчатского края С.И. ХАБАРОВ. |
- Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, что произошло с буксиром «Садко»?
- 17 ноября в районе устья реки Тигиль произошел выброс буксира «Садко» на берег. «Садко» вышел из Петропавловска в поселок Палана, ведя на буксире баржу, на которой был груз общим весом 60 тонн, в том числе – 50-кубовые емкости для Камчатнефтепродукта.
Буксировочный трос намотался на винт и порвался. Буксир потерял ход, и его выбросило на берег. Экипаж баржи (на ней находились два моряка) успел стать на якоря, и какое-то время баржа находилась в море на удалении 1,5 мили от берега.
Когда ухудшилась погода и поднялась волна, баржу сорвало с якорей, также выбросило на берег и стало приливной волной бить о скалы.
- Как была организована и как проходила спасательная операция?
- Как только поступила информация о произошедшем, силы спасателей немедленно были приведены в готовность. К вылету был подготовлен вертолет МЧС, базирующийся на протяжении нескольких лет на Камчатке для выполнения операций по спасению людей в море с помощью спускаемого механизма (камчатские спасатели имеют соответствующую подготовку, чтобы с помощью лебедки спускаться на терпящее бедствие судно и поднимать в вертолет моряков). Утром 18 ноября вертолет со спасателями и медиками из центра медицины катастроф вылетел в Тигиль, чтобы в дальнейшем приступить к спасению людей. Но погода не дала возможности работать в районе, где потерпел аварию буксир, – был сильный ветер, снежные заряды, практически отсутствовала видимость. Была крайняя необходимость вылететь, но летчики опасались, что не только не спасут моряков, но и потеряют вертолет и спасателей на его борту.
Тогда же была сформирована наземная группа, в которую были привлечены и жители Тигиля, и местные пожарные, поскольку в районе нет поисково-спасательного отряда.
Ночь выдалась бессонная. Когда по телефону терпящие бедствие моряки кричат, что «нас никто не хочет спасать, мы погибаем, нас бьет о камни», ощущения не очень приятные. И сделать ничего нельзя – не заставишь экипаж вертолета взлететь, если есть угроза потерять винтокрылую машину и людей.
Утром 19 ноября в 6.05 наземная группа выдвинулась в район поиска. Им предстояло провести 5 часов в пути. Двигаться планировалось по крайне пересеченной местности, на которой вездеходам не пройти. Поэтому было принято решение ехать на снегоходах, на которые погрузили оборудование, необходимое для спасения.
Но в 10 часов погода позволила подняться в небо вертолету. И уже в 11 часов 7 членов экипажа буксира и 2 моряка с баржи (которым накануне удалось во время отлива преодолеть километр, отделявший их от буксира) были сняты с судна спасателями. В 11.35 они были уже в Тигиле. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность главе администрации Тигильского района С.И. Бородай, чьи грамотные действия в кратчайшие сроки позволили подготовить наземную группу спасателей, а также врио начальника ГУ МЧС по Камчатскому краю Г.В. Шагину, экипажу вертолета и всем, кто принимал участие в поиске и спасении моряков.
- Были ли пострадавшие среди моряков?
- Когда судно потеряло ход и волнами его выбросило на камни, боцман Виктор Мошков получил закрытую черепно-мозговую травму, инфицированную рану головы, перелом шестого грудного позвонка. Матрос Михаил Лаптев – вывих правого бедра и перелом хирургической шейки правого плеча. Пострадавшие моряки размещены в Камчатской краевой больнице. Пятеро моряков отпущены по домам. Еще двое – капитан «Садко» Михаил Николаев и матрос Михаил Мартынюк – остались на базе судовладельца в Тигиле.
- В каком состоянии был экипаж, когда моряков доставили на берег?
- Паники не было, хотя моряки были напуганы тем, что довелось пережить. На буксире удавалось поддерживать тепло. И на барже есть каюты, небольшой генератор, который позволял поддерживать минимальное жизнеобеспечение, свет и тепло. Но все равно было очень страшно, когда волной судно бьет о скалу, а выйти некуда – кругом вода, в которой сейчас можно продержаться всего несколько минут.
- Как получилось, что «Садко» оказался в море в такой период?
- Навигация для маломерных судов в этом районе уже давно закрыта, и соответствующие нормативные документы были опубликованы. Если бы судовладелец (частный предприниматель Игорь Шилов) обратился за разрешением выйти в море, то его бы не дали. Поэтому он отправил буксир и баржу в рейс на свой страх и риск. Но нельзя у нас действовать «на авось» – Камчатка ошибок не прощает.
- Можно ли снять с мели буксир и баржу?
- Суда могут быть на плаву. Баржа имеет небольшую пробоину в машинном отделении, а «Садко» вообще получил минимальные повреждения. Судовладелец заинтересован в том, чтобы они были сняты с мели – груз ведь не застрахован, и в случае неблагоприятного окончания дела ответственность ляжет на него.
Мы направили от министерства специальных программ обращение в адрес Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления о возможности выделения судна «Атлас» для производства работ по снятию с мели потерпевших аварию судов. К концу прошлой недели окончательное решение не было принято. Ведь «Атлас» – одно из двух судов, обеспечивающих работу буровой платформы, ведущей разведочное бурение в Охотском море. И если снять «Атлас», то необходимо у платформы поставить другое судно, которое бы обеспечивало ее безопасность.
- В начале сентября еще одно судно – сухогруз «Айкишун» – оказалось на камнях в районе Авачинской губы. Что сейчас происходит с ним?
- Сухогруз раскачан, с него сняты почти 1,5 тыс. тонн воды, смешанной с мазутом. Составлен акт обследования с выводом о том, что «Айкишун» не представляет экологической опасности. К судну продолжают выходить камчатские спасатели. Они говорят, что из него ничего нефтесодержащего не вытекает. Судно находится на том же месте – судовладелец посчитал средства, необходимые для снятия его с мели и восстановления, и решил, что делать это нецелесообразно.
За судном ведется наблюдение с мыса Маячный, чтобы принять необходимые меры, если «Айкишун» разломится на части, которые будут мешать судоходству. Вероятность этого пока невелика – судно очень плотно сидит на скале. Что будет дальше – покажет время. В полномочия правительства Камчатского края не входит организация работ по его снятию с мели. К тому же это потребует значительных затрат из краевого бюджета. Только работы по раскачке судна обошлись в 800 тыс. долларов, которые выделило Сахалинское БАСУ. А чтобы снять «Айкишун» с мели, потребуется не один миллион долларов.
Груз, который был в трюмах «Айкишуна», полностью уничтожен. Мы пытались его спасти, выделили генератор из краевого резерва, подавали электропитание на кран-балки, чтобы зацепить груз. Но упаковочная тара пришла в негодность от контакта с морской водой и просто рассыпалась. 5 тыс. тонн груза так и остались на борту сидящего на мели сухогруза.