Колхоз модернизирует флотУ камчатских рыбных предприятий появилась возможность активно развиваться за счет снижения налогов. Важное решение о переходе на единый сельхозналог для наших малых и средних рыбоперерабатывающих предприятий серьезным образом снизило налоговую нагрузку, которая сейчас установлена в размере 6%. Это дало возможность предприятиям оставить себе высвободившиеся деньги, направив их на дополнительное развитие производства или другие нужные цели. |
Председатель рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Борисович Тарусов заявил, что рыбаки Камчатки реальную пользу уже ощутили. «На примере нашей компании я могу сказать, что экономия денежных средств позволила нам уже в этом году направить БАТМ “Михаил Старицын” на переоборудование», – сказал Сергей Тарусов.
По словам заместителя председателя колхоза по флоту Василия Михайловича Каплюка, производственный завод, который в крупнотоннажнике стоял с момента его постройки в Николаеве 20 лет назад, полностью вырезан, и на этой площадке смонтирован новый, где используются более современные технологии. К сожалению, переоборудовать судно будут в Даляне. Оборудование при этом используется не российское; все – от морозильных шкафов до различных механизмов – приходится заказывать за границей. Модернизация даст возможность увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества. Это позволит БАТМу работать значительно эффективнее и экономически выгоднее.
Переход на единый сельхозналог дал колхозу им. В.И. Ленина возможность направить высвободившиеся средства на модернизацию также единственной оставшейся на Камчатке плавбазы «Виктор Гаврилов». После зимней путины судно весной встанет на переоборудование. Экономические расчеты показали, что провести модернизацию плавбазы на российских верфях колхозу не по карману. Поэтому, скорее всего, судно придется на переоборудование тоже отправлять за границу, в Пусан.
В планах рыболовецкого колхоза, рассказал Василий Михайлович, – также модернизация колхозной береговой рыбообрабатывающей фабрики и увеличение ее мощности. Есть задумки расширения ассортимента выпускаемой продукции. К примеру, была выпущена экспериментальная партия черной икры… из икры палтуса. По словам В.М. Каплюка, икра получилась настолько удачной, что камчатцам, которые далеко не все видели настоящую черную икру, по вкусу сложно отличить «черную» из палтуса от настоящей из Астрахани.
Для камчатских бизнесменов существуют и другие льготы. Государством создан целый ряд преференций, позволяющих региональному бизнесу выйти на качественно новый уровень развития. Много принимается нормативно-правовых актов, которые должны бы способствовать развитию российского судостроения. Но пока что-то не видно потока судов из новостроя, прибывающих на Камчатку. Последний раз колхоз им. В.И. Ленина получал действительно новые суда в 2005–2006 годах. Тогда один за другим к причалам Сероглазки подошли РС-600 «Капитан Муковников» и «Капитан Малякин», построенные в Китае по проекту, усовершенствованному предложениями колхозных специалистов. Благодаря примененным новым технологиям РСы снабжают береговую фабрику свежим сырцом высокого качества. Это самые «молодые» суда в колхозе. Остальному флоту уже за 20 лет. Строить на российских верфях, говорит В.М. Каплюк, пока не получается. Не так давно прорабатывался вопрос строительства для колхоза рыболовного сейнера на Благовещенском судостроительном заводе. Руководство колхоза встречалось с судостроителями и в Сероглазке, и в краевом правительстве. Но вопрос пока повис в воздухе. Ведь спроектировать РС-600, подобный китайскому, – дело непростое. Над ним должен поработать целый проектный институт.
Судостроительный завод в Благовещенске выпускает МРСы, проект которых был разработан еще в Советском Союзе. Но колхозу им. В.И. Ленина малые рыболовные сейнеры не нужны. МРС, по словам заместителя председателя колхоза по флоту, как его ни крути, остается МРСом. Предприятию нужно, чтобы суда были покрупнее и работали круглый год. А малый флот покупать нет смысла, поскольку он не совсем экономически выгоден – МРСы зимой работать не могут. И получается, что они только полгода работают, остальные месяцы просто стоят у причалов.
Сейчас многое говорится о том, что отправка рыбы по Северному морскому пути может принести немалую пользу рыбопромышленным предприятиям. Использование СМП должно положить конец монополии в области доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны, а также деятельности тех, кто, пользуясь ситуацией, делал на рыбаках сверхприбыль. Появилась альтернатива железнодорожным перевозкам. Рыба не пойдет за рубеж, а будет доставляться напрямую в центральные регионы, и максимальную прибыль при этом получат рыбаки, считают в краевом министерстве рыбного хозяйства. Эту прибыль тоже можно было бы пустить на модернизацию флота и приобретение новых судов.
В колхозе им. В.И. Ленина пока к доставке рыбопродукции по СМП только присматриваются, изучают опыт тех предприятий, которые уже воспользовались этим путем. Все будет зависеть, говорит В.М. Каплюк, от результата этой акции. В колхозе понимают, что СМП – это короткий путь, но отправка по нему рыбы только начинается. Нужно посчитать затраты на транспортировку рыбы, проработать вопрос оплаты атомного флота, который будет проводить транспорты с рыбопродукцией. Ведь у каждого товара есть предел стоимости. И если завезти ту же горбушу в Европу, она не будет стоить там 150 руб. Экономический эффект от отправки первых партий рыбы через СМП пока не просчитан. Если он окажется положительным, колхоз им воспользуется – ведь мы сейчас живем при капитализме, и предприятия ищут возможность получить большую прибыль. Если с 1 кг рыбы, отправленной по СМП, предприятие получит, к примеру, 3 руб. прибыли, а во Владивостоке только 2 руб., конечно, выгодно отправлять ее морем. А если через СМП будет прибыль в 1,5 руб., а во Владивостоке – 2 руб., то понятно, куда предприятие повезет продукцию. Все надо просчитывать.
Сейчас рыбопромышленные предприятия Камчатки готовятся к Охотоморской минтаевой экспедиции. Для колхоза им. В.И. Ленина она тоже является одной из основных. Предприятие рассчитывает выбрать свои квоты. Но успешному выполнению этого задания могло бы способствовать решение проблемы многократного пересечения госграницы. Сейчас, по словам В.М. Каплюка, получается, что ловцы по постановлению правительства России № 560 имеют право пересекать госграницу в обоих направлениях по упрощенному варианту, а плавбаза такого права не имеет, поскольку у нее нет разрешения на промысел. Сейчас на западе Камчатки работают 3 СТРа, у которых есть лимиты и в экономзоне. Рядом с ними там могла бы работать и плавбаза, принимая уловы, экономя время и улучшая качество продукции. Вместо этого ловцам приходится, выловив рыбу, идти к берегу, заходить в российские терводы, чтобы сдать сырец. Из района промысла к базе путь занимает 4–6 часов, обратно на промысел судам приходится тратить столько же. Это потеря промыслового времени, бесполезная трата дорогостоящего топлива. А чтобы изменить это положение, требуется всего-навсего добавить одно слово даже не в закон, а в постановление российского правительства.
Мы надеемся, что этот вопрос будет решен до конца года, говорит В.М. Каплюк. Но времени для этого остается мало – надо готовиться к зимней минтаевой экспедиции.