Затонувший БМРТ "Минг Жу" засоряет бухтуКамчатской межрайонной природоохранной прокуратурой в Петропавловск-Камчатский городской суд направлено заявление о возложении обязанности поднять и удалить из бухты Южная (часть акватории Авачинской губы) притопленный БМРТ «Минг Жу». По мнению природоохранной прокуратуры, оно является источником засорения, а также возможного загрязнения водного объекта, к тому же препятствует восстановлению, рациональному использованию рекреационных и биологических ресурсов морской прибрежной акватории, прилегающей к Петропавловск-Камчатскому городскому округу. |
«Минг Жу» находится в Авачинской губе уже 8-й год. В октябре 2004 года судно было задержано в Беринговом море с большим количеством неучтенного минтая на борту. Его конвоировали в Петропавловск, и весной 2005 года Петропавловский городской суд конфисковал БМРТ в доход государства.
Не знаю, какой доход получила держава от его конфискации, но головную боль он доставил многим. Не прошло и года, как в декабре 2005 года «Минг Жу» сорвался со швартовых. Находившиеся на борту люди успели покинуть судно, которое продолжило дрейф. После этого БМРТ оказался на корабельном кладбище в Завойко, постепенно ветшая и лишаясь всего, что могло представлять какую-либо ценность. В январе 2007 года на его борту вспыхнул пожар. Пожарная команда, прибывшая на место ЧП, так и не смогла подойти к траулеру, который дымился в трехстах метрах от берега. К счастью, пожар потух сам собой.
Как рассказал старший помощник межрайонного природоохранного прокурора А.Л. Бляхер, «Минг Жу» в 2010 году был приобретен ООО «Батекс-рыба». К ноябрю прошлого года предприятие планировало осуществить его подъем. Но до настоящего времени никаких мер к этому так и не предприняло. «Минг Жу» по-прежнему стоит в Южной бухте в 60 метрах от берега, с креном 70 градусов на правый борт, некоторые помещения его затоплены, корпус подвергается интенсивному воздействию осадков и морской воды.
Нахождение в Авачинской губе такого «объекта» чревато большими проблемами для ее экологии. Как правило, на судах такого рода, рассказал А.Л. Бляхер, могут находиться остатки невыработанного топлива, масла, нефтесодержащие льяльные воды. Нефтепродукты всегда находятся в силовых установках и судовых магистралях, что создает угрозу загрязнения окружающей акватории и причинение вреда водному объекту.
В декабре 2011 года отделом по надзору на море департамента Росприроднадзора юридическое лицо, ответственное за подъем судна, было привлечено к административной ответственности. Межрайонная природоохранная прокуратура провела свою проверку, организованную по поступившему обращению о нарушении природоохранного законодательства в целях защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. По результатам проверки было направлено заявление в суд. По словам А.Л. Бляхера, он должен установить конкретные сроки поднятия судна. В случае положительного решения суда его выполнение будет обеспечивать служба судебных приставов.
«Минг Жу» – не единственный «голландец», способный нанести вред Авачинской губе. Но поднять и утилизировать суда, покоящиеся на дне бухты, бывает не так просто. Задержки с их поднятием могут происходить из-за того, что не всегда есть возможность установить собственника – судно могло в дальнейшем перепродаваться компаниям, которые вроде и заинтересованы в его поднятии, но не всегда обладают соответствующими финансовыми возможностями или не могут найти инвесторов. А бывает, что предприятию проще заплатить штраф, чем организовать подъем.
В последнее время работа по понуждению судовладельцев поднимать со дна Авачинской губы свое имущество активизировалась. В прошлом году камчатская межрайонная природоохранная прокуратура направила в суд 15 исковых заявлений о возложении обязанности поднятия из воды притопленных объектов. 12 исков, касающихся судов в Южной бухте, было удовлетворено. Постепенно нарабатывается судебная практика, налаживается взаимодействие с департаментом Росприроднадзора. И при выявлении фактов непринятия мер по поднятию притопленных судов природоохранный прокурор будет активно реализовывать свои полномочия по обращению в суд с целью скорейшего освобождения акватории края от затопленного имущества.