Газета «Рыбак Камчатки»

Век капитана Финашина

В этом месяце исполнилось 100 лет со дня рождения известного дальневосточного рыбака, капитана промыслового флота Камчатки Василия Тимофеевича Финашина. Рассказ о нем – яркая иллюстрация к жизни многих поколений советских людей, поднимавших страну в 30-е годы, отстоявших ее в грозное время войны и внесших весомый вклад в послевоенное восстановление народного хозяйства.

Заслуги капитана Финашина перед рыбной отраслью Камчатки и всей страны трудно переоценить. О таких людях надо чаще рассказывать. Память о них должна храниться. Ведь это – настоящая история нашей Родины. Они – наша гордость.

Этапы большого пути

Он родился 7 января 1912 года в селе Найденовка Покровско-Марфинского района Тамбовской области в многодетной семье (пять братьев и сестра). Окончил начальную школу, затем трудился разнорабочим.

В 1930 году Василий Тимофеевич завербовался на Дальний Восток и 16 июня 1931 года был принят на работу в рыбный порт мотористом катера.

В предвоенное время рыбная промышленность развивалась быстрыми темпами, но ее деятельность имела сезонный характер: добыча рыбы, других морепродуктов, а также их переработка осуществлялись в течение лишь нескольких месяцев в году. Это создавало большие трудности, нужно было организовать круглогодичную работу отрасли.

19 января 1936 года приказом АКО (Акционерное камчатское общество) была создана База активного опытного лова (БАОЛ) на основе Карагинского рыбокомбината.

Какова была тогда здесь сырьевая база? Сельдь, камбала, треска, другие объекты лова в районах, расположенных вблизи Камчатки, а также в более отдаленных – восточной части Берингова моря, Аляскинском заливе и т. д. Поэтому и создавался здесь промысловый флот. В 1938 году БАОЛ была переименована в Управление активного морского рыболовства – Морлов. В мае 1938 года Василий Тимофеевич был переведен инспектором флота, а через год назначен старшим портнадзирателем в АКОфлоте, где до 1943 года проработал на различных должностях, а оттуда был направлен в учебно-курсовой комбинат на курсы штурманов малого плавания, после окончания получил звание капитана малого плавания.

Несколько слов о том, что собой представлял в то время рыболовецкий флот на Камчатке. В его состав входили 16 промысловых судов: 7 паровых траулеров (двигатель 650–700 лошадиных сил); 4 сейнера (270 лошадиных сил); 2 дрифтера (150 лошадиных сил) и 3 так называемых разведчика (150 лошадиных сил).

В июле 1944 года В.Т. Финашин назначается вторым помощником капитана рыболовного траулера «Буревестник», а через год – старшим помощником капитана парохода «Гага», на котором в августе 1945 года принимает непосредственное участие в последней крупной операции Второй мировой войны – Курильском десанте.

В те годы в отрасли сложилась непростая ситуация – АКО постоянно испытывало недостаток в судах для перевозок грузов и пассажиров. Приходилось систематически отвлекать на эти работы промысловые.

Поэтому в 1949 году было принято решение создать Камчатрыбфлот (КРФ). В эту новую структуру и был переведен из Морлова В.Т. Финашин, назначен на должность старшего помощника капитана теплохода «Глобус», затем диспетчером управления флотом, капитаном шхуны «Устрица». В 1952 году, будучи капитаном СРТ «Орел», участвовал в Северо-Курильске в спасении людей, пострадавших от цунами при сильнейшем землетрясении в Тихом океане.

В 1957 году, когда произошло объединение всех флотов и береговых предприятий Петропавловска-Камчатского в управление тралового флота, Василий Тимофеевич стал осваивать суда тралового и рефрижераторного флота: в должности капитана он трудился на средних траулерах «Орел», «Ястреб», «Муксун», «Камчатский комсомолец», на рыболовецких траулерах «Дальневосточник», «Лебедь», на транспортных кораблях «Меркурий», «Мизар», «Дежнев» и «Плутон».

Впрочем, возраст давал о себе знать. Поэтому в 1966 году он стал капитаном подменной команды, а 21 мая 1970 года вышел на пенсию.

Проявив высочайшее мастерство…

Вот лишь несколько приметных вех из его послужного списка. В 1947 году, будучи капитаном траулера «Лебедь», за перевыполнение плана 1 квартала 1947 года был отмечен весомой премией в размере 850 рублей. Зимой 1959 года, возглавляя экипаж СРТ «Ястреб», он проявил героизм и высочайшее мастерство, сумел вывести корабль из жесточайшего шторма и вернулся в порт Петропавловск-Камчатский, сохранив жизнь всем членам команды. В сентябре 1961 года, будучи капитаном теплохода «Дежнев», получил заслуженную благодарность и денежную премию за инициативность и проявленное высокое чувство ответственности при выполнении важного задания по вывозу труб из портпункта Воямполка в тяжелых навигационных условиях.

О капитанском мастерстве Василия Тимофеевича можно рассказать много. Но здесь хочется привести не скупые архивные строчки, а свидетельство очевидца. Причем, очевидца, хорошо знающего морское дело, а потому имеющего право оценивать деяния капитана Финашина объективно и по достоинству.

В своей книге воспоминаний «Осталось в памяти» Д.И. Качин рассказывает о первой встрече с известным камчатским капитаном. Многие жители полуострова до сих пор хорошо помнят Дмитрия Ивановича, который с 1971 года по 1986-й возглавлял Камчатский обком КПСС. В конце 50-х годов он лично познакомился с В.Т. Финашиным. «…С Василием Тимофеевичем Финашиным мы нередко встречались не только на берегу, но и в море, на промысле. А наша первая встреча вышла, можно сказать, случайной, зато получилась неординарной.

Это было в конце сентября 1958 года в штормовом Охотском море, где в это время я руководил промысловой экспедицией, находясь на борту среднего рыболовного траулера “Алушта”. Однажды получаю радиограмму из Петропавловска: необходимо срочно прибыть в областной центр. Никаких транспортных средств для перевозки людей тогда, конечно, не было. Надо было подбирать попутное камчатское судно из тех, что направлялись из района западного побережья Камчатки в порт Петропавловск. И так получилось, что таким попутчиком оказалось приемно-транспортное судно “Юпитер” Камчатрыбфлота, которое следовало из Ичинского рыбокомбината.

“Юпитер” – небольшое среднетоннажное судно, корпус у него такой же, как у СРТ. Капитаном на этом корабле и был Василий Тимофеевич Финашин. Переговорили мы с ним по радио, он взял время на обдумывание проблемы, потом сообщил, что согласен сблизиться с нами в оговоренной точке и попытаться забрать меня к себе на борт.

Василий Тимофеевич искусно, даже скажу – ювелирно, подвел свое судно. Я прыгнул на палубу и оказался в объятиях боцмана. Капитан Финашин, как только я прыгнул с “Алушты”, тут же, опять очень искусно, отвел свой корабль от тральщика. Столкновение судов при этой операции не произошло, пересадка пассажира была произведена успешно.

Так, с этого штормового перехода в сентябре 1958 года началась моя морская дружба с еще одним знаменитым капитаном Тралфлота. И должен сказать, что опыт судоводителя Финашина по сближению судов и правила поведения при переходе с корабля на корабль пригодились мне и в дальнейшем в работе в промысловых экспедициях…»

В 1967 году сын капитана Финашина Вячеслав отдыхал с земляками-рыбаками в Ялте, и они случайно встретили там первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. У них завязалась беседа, камчатцы рассказали Гагарину о трудовых успехах рыбаков. И, в частности, о передовом экипаже рыболовецкого судна «Култушное», переименованного после апреля 1961 года в СРТ «Юрий Гагарин». Экипаж возглавлял молодой капитан, опытнейший промысловик Николай Сотников. В камчатской рыбацкой газете «За высокие уловы» осенью 1961 года было опубликовано письмо рыбаков, работавших на судне, названном именем первого в мире космонавта: «Дорогой Юрий Алексеевич! Рады сообщить Вам, что экипаж коммунистического труда среднего рыболовного траулера “Юрий Гагарин” Камчатского управления тралового флота досрочно, 27 сентября, выполнил социалистические обязательства по вылову рыбы… Вместо 10-ти по годовому плану добыто 15 000 центнеров. Заверяем Вас, что экипаж впредь будет трудиться с неослабевающими темпами, до конца года выловит 18 000 центнеров рыбы…»
Этот рассказ тронул Гагарина, он сфотографировался с камчатцами на память.

Достойная семья

Не только Василий Тимофеевич, но и вся его дружная семья являла собой пример трудолюбия, упорства и активной общественной деятельности.

Его супруга, Елена Лукьяновна Финашина, родилась в 1916 году. Около 35 лет проработала в учреждениях здравоохранения, заведовала детскими яслями. Избиралась депутатом городского совета, удостоена государственных наград, ветеран Великой Отечественной войны, труда. В настоящее время проживает в городе Долгопрудный (Московская область).

Дочь, Вера Васильевна Сумарокова (Финашина), родилась в 1934 году, по специальности – инженер-конструктор. Сейчас – на пенсии, ветеран труда, удостоена государственных наград, проживает в городе Долгопрудный (Московская область), имеет троих детей.

Вторая дочь, Клара Васильевна Герт (Финашина), родилась в 1938 году. По специальности – инженер-технолог, после окончания Астраханского рыбвтуза вернулась на Камчатку, долгие годы проработала преподавателем химии и ихтиологии в ПКМУ. Затем – старшим преподавателем кафедры химии КамГТУ. Она – отличник среднего и высшего специального учебного образования, ветеран труда, имеет двоих детей.

Клара Васильевна оставила добрый след в истории профессионального рыбохозяйственного образования Камчатки. Вот как вспоминает о ней капитан дальнего плавания, ветеран флота Тимофей Михайлович Кривоногов в своей статье, которая была опубликована в 2002 году в выпуске № 5 историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки»: «С 1961 года в мореходном училище трудилась преподавателем химии и ихтиологии Клара Васильевна Герт – приветливая сероглазая женщина невысокого роста, уроженка нашего Петропавловска. Ее отец, Василий Тимофеевич Финашин, известный капитан промысловых судов в годы Отечественной войны, был штурманом и капитаном на судах тралового флота. Клара Васильевна после окончания Астраханского рыбвтуза вернулась на родину и всю жизнь проработала здесь. Сейчас она уже на заслуженном отдыхе и продолжает жить в Петропавловске».

Сын, Вячеслав Васильевич Финашин, родился в 1942 году, долгие годы трудился на Камчатке по специальности «инженер-экономист». В настоящее время – председатель правления филиала по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МОО «Камчатское землячество "Гамулы"», удостоен государственных наград, звания «Ветеран труда», проживает в Санкт-Петербурге, имеет двоих детей.

Василий Тимофеевич Финашин скончался 7 августа 1994 года и был похоронен на родине супруги – городе Кировограде (Украина).

Вся трудовая жизнь капитана Финашина тесно связана с рыбацким краем – Камчаткой. Волею судьбы оказавшись на далеком полуострове, он сумел получить профессиональное образование, чтобы работать в главной отрасли народного хозяйства Камчатской области – рыбной, – и достиг в своем ремесле больших высот, став одним из самых известных и уважаемых капитанов-промысловиков, а впоследствии освоив и премудрости вождения транспортных судов. В течение почти 40 лет своей работы

В.Т. Финашин, где бы ему ни приходилось трудиться, всегда пользовался искренним уважением и авторитетом среди рыбаков, с его мнением считались в руководстве рыбопромысловых организаций.

На таких тружениках держалась не только рыбодобывающая промышленность, но и Камчатка в целом – суровый и прекрасный край умных и мастеровитых людей. Один из множества таких людей – Василий Тимофеевич Финашин. Память об этом замечательном, и в то же время – таком простом и скромном, человеке должна жить не только в сердцах его родных и коллег. Думается, он достоин того, чтобы его имя было увековечено должным образом в Петропавловске – центре Камчатского края. Памятной доской, присвоением его имени улице, проспекту или еще как-то, но это необходимо сделать. Ведь век капитана Финашина не закончился, он продолжается – в наших сегодняшних делах, в делах его детей и внуков.

Литературная обработка текста – Сергея БОРОВКОВА, члена Союза журналистов России.