Владимир Авдошин: «Флот должен идти в ногу со временем»
Перспективы строительства флота для рыбохозяйственного комплекса смогли оценить участники «круглого стола», прошедшего в рамках деловой программы второго дня Международной рыбохозяйственной выставки InterFISH.
Основной темой дискуссии было заявлено обновление рыбопромыслового флота РФ с использованием лизинговых схем. Однако, как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, круг рассмотренных вопросов оказался гораздо шире и многограннее, как и сама проблема судостроения для отрасли.
За последние 15-20 лет накопилось немало проблем рыбопромыслового флота, связанных с его состоянием, эффективностью использования, развитием сырьевого и финансового обеспечения, ремонтом, безопасностью плавания, классификацией судов и т.д. И, к сожалению, их решение идет крайне медленно. По информации одного из участников обсуждения – представителя ОАО «Гипрорыбфлот», к началу 2008 г. отечественный рыбопромысловый флот насчитывал 3565 единиц судов разного назначения и типов. В сравнении с 2003 г. – за тот период, когда за судовладельцами были закреплены квоты и созданы условия для выделения средств на компенсацию процентной ставки по кредитам на новые суда, что, как полагалось, должно было стимулировать процесс обновления и развития флота, – общая численность флота сократилась на 437 судов. Пополнение флота судами из «новостроя» составило всего 26 единиц, 24 из которых – маломерные. Усугубило нынешнюю ситуацию и состояние судостроительной отрасли и проектных институтов в целом по стране.
Однако шаги по изменению ситуации уже предпринимаются. Как отметил в своем выступлении начальник Управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Владимир Авдошин, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 гг. предусмотрены бюджетные средства в размере около 1 млрд. рублей на разработку проектов рыбопромысловых судов. С Министерством промышленности и торговли, которое является основным распорядителем средств по этой программе, достигнуто соглашение о том, что заказчиком проектов рыбопромысловых судов будет выступать Федеральное агентство по рыболовству.
По словам докладчика, в настоящее время в рамках поручения председателя правительства РФ Владимира Путина, данного на совещании в Комсомольске-на-Амуре, Росрыболовством готовятся предложения по выделению средств федерального бюджета на реализацию механизма строительства рыбопромысловых судов и их передачи посредством лизинга рыбохозяйственным организациям. «Иных путей изменения ситуации с обновлением рыбопромыслового флота в настоящее время найти трудно, – уверен Владимир Авдошин. – И здесь ключевым фактором работы предлагаемого механизма является обеспечение использования вторичного оборота долей квот добычи (вылова) ВБР в качестве предмета залога. Росрыболовством уже организована работа с бизнес-сообществом и банками по этому вопросу».
Для реализации поставленных задач планируются и совместные с иностранными специалистами работы. Стоит отметить, что в рамках «круглого стола» выступлениям зарубежных гостей было уделено самое пристальное внимание. Основными докладчиками стали представители Норвегии, познакомившие российских участников рыбохозяйственной выставки с конструкциями современных судов, передовыми технологиями и системами в судостроении, перспективами их внедрения при строительстве рыбопромысловых судов в России и т.д.
«При реализации проектов в судостроении нам крайне важно идти в ногу со временем и учитывать основные тенденции судостроения, – подчеркнул начальник Управления флота Росрыболовства, – это снижение потребления топлива, снижение расходов на техническое обслуживание, снижение энергопотребления основного рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего оборудования и многое другое». Все это нашло отражение в докладах участников состоявшейся дискуссии.
Итогом обсуждения станет подготовка рекомендаций «круглого стола», куда войдут все креативные мысли и предложения, способствующие решению вопросов строительства флота для рыбохозяйственного комплекса.
РИА Fishnews.ru