Леонид Горбов: Российская реальность учтена в проекте
Всесторонне обсудив проблему обновления рыбопромыслового флота, государство и рыбаки сошлись во мнении – суда строить надо. Но как обеспечить основу технической стороне вопроса, и возможно ли это сделать сегодня собственными силами?
Первым шагом в любом деле, как известно, является план, или, в нашем случае, проект. Ведущим технологическим центром судостроения в России, как по числу реализованных проектов, так и по опытности входящих в его состав научно-исследовательских организаций и проектных бюро, на сегодняшний день является открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ранее ФГУП «ЦНИИТС»). КБ «Восток» вошло в состав холдинга 12 лет назад. Одним из направлений в работе конструкторского бюро и сегодня остается разработка технических проектов и рабочей документации для строительства и ремонта рыбопромысловых, транспортных и научно-исследовательских морских судов.
«Сейчас в этом направлении мы ведем работы в рамках Федеральной целевой программы, и на 3 года именно по рыбопромысловым судам нам выделяется из государственного бюджета примерно 60 млн. рублей в год, – рассказал журналу «Fishnews – Новости рыболовства» заместитель генерального директора ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», директор КБ «Восток» Леонид Горбов. – За отведенное программой время мы должны разработать 9 концептуальных проектов, 3 из них уже готовы – это большой многофункциональный морозильный траулер, средний траулер и малый траулер. В ходе подготовительных проработок эти проекты были определены как наиболее перспективно востребованные и нуждающиеся в восстановлении численности выбывающих судов».
Что касается финансовой стороны проектно-конструкторских работ в рамках ФЦП, в сравнении с тем же классом-проектом норвежского судна, который норвежцы оценивают в 5 млн. долларов, выделяемые суммы российским проектантам, конечно, можно назвать незначительными. При этом, по словам руководителя КБ, стоит учитывать, что норвежский проект весьма относительный – по сути, представляет собой дизайн-проект и, естественно, не учитывает особенности промысла в российских морях. В итоге все равно получается «полуфабрикат», за доработку которого заказчику нужно быть готовым на дополнительные и достаточно серьезные расходы.
И все же для КБ в настоящий момент ФЦП – это основной источник финансирования: «Рыбаки пока не спешат вкладываться непосредственно в проектные работы. Да это и понятно, – соглашается Леонид Горбов, – им необходимо получать суда, уже готовые к производству, а не на стадии закладки или проекта, ведь взятые на его постройку кредиты требуется возвращать как можно скорее, а для этого судно должно работать и приносить реальную прибыль уже сейчас. Дожидаться завершения его строительства в течение нескольких лет у рыбохозяйственника просто нет возможности».
Полный текст размещен в рубрике «Обновление флота» на сайте РИА Fishnews.ru