Устойчивые правила игры – ключ к развитию отрасли
Координационный совет рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока подготовил расчеты и предложения по обеспечению стабильной работы рыбной отрасли и стимулированию отечественного судостроения.
Напомним, Координационный совет рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока был создан с целью выработки и оглашения коллективной точки зрения по наиболее существенным вопросам рыбной отрасли. В его состав входят крупнейшие объединения ДФО: Союз рыбопромышленных предприятий и предпринимателей Камчатки, Ассоциация рыбопромышленных предприятий Магаданской области, Союз рыбопромышленников Сахалинской области, Ассоциация добытчиков минтая, Ассоциация научно-исследовательских институтов, Ассоциация рыбопромышленников Сахалина, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья – представляющие более сотни рыбопромышленных предприятий и организаций.
Как сообщил РИА Fishnews.ru президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, на сегодняшний день на Дальнем Востоке работает 135 крупнотоннажных судов, около 600 среднетоннажных и 650 малотоннажных судов. Причем большинство крупнотоннажных судов постоянно модернизируются (частично и на российских судостроительных верфях) и для полноценной загрузки этого флота имеющихся квот недостаточно. Последний фактор, кстати, и обусловил предложения о едином промысловом пространстве.
С куда более худшими показателями работает среднетоннажный флот: 100-120 судов находятся на промысле в среднем около 160 суток в год, но достигают среднегодовых уловов в пределах 600 тонн на судно, что явно недостаточным для его эффективной работы. При малых суточных нагрузках эти среднетоннажники находятся на промысле в среднем больше времени, чем производительный флот (150 суток).
Малый флот Дальневосточного бассейна обеспечивает 10% уловов, причем не менее 170 судов этой группы дают среднесуточный улов менее полутоны, то есть работают ниже своих производственно-эксплутационных характеристик».
Таким образом, по мнению членов Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, строительство нового промыслового флота необходимо осуществлять с учетом ряда ключевых факторов. Так, обязательно должен осуществляться учет имеющейся промысловой нагрузки со стороны действующего рыболовного флота. Окупаемость новых судов не должна устанавливаться законодательно, так как помимо собственных производственных характеристик добывающего флота необходимо наличие удачной промысловой обстановки и обеспечение добывающего флота приемо-транспортными судами для своевременной перегрузки добытых уловов и произведенной продукции.
Важно, чтобы постепенный вывод избыточного промыслового усилия сопровождался предоставлением материальных компенсаций судовладельцам, намеренным вывести из эксплуатации устаревший флот. При этом должна быть предусмотрена возможность использования части указанной компенсации для строительства нового флота. И, наконец, базовым принципом для обновления рыбопромыслового флота должен являться исторический принцип наделения долями квоты добычи (вылова) водных биоресурсов пользователя.
«Иной порядок «вживления» в действующее законодательство о рыболовстве принципа наделения судна, а не пользователя долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов приведет к увеличению промыслового давления на водные биоресурсы и подрыву запасов в долгосрочный период. Как следствие – уменьшение объема ресурсов для действующих предприятий, особенно малого и среднего размера, и резкое ухудшение их финансового положения с негативным социальными последствиями», – уверен Герман Зверев.
РИА Fishnews.ru