Налоговый кодекс требует изменений и уточнений
11 ноября в Совете Федерации прошло заседание круглого стола «Вопросы применения норм законодательства РФ о налогах и сборах: разъяснения уполномоченных органов государственной власти и судебная практика».
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в мероприятии, организованном комитетом СФ по бюджету и комитетом по правовым и судебным вопросам, приняли участие депутаты Госдумы, руководители органов судебной власти, федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, представители научных и предпринимательских кругов.
Открывая дискуссию, заместитель бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков обратил внимание на противоречивость и нечеткость некоторых положений законодательства о налогах и сборах, которые приводят к нарушению единообразия в их толковании и последующем применении. Нередко в деятельности налогоплательщиков возникают вопросы, на которые ни Налоговый кодекс РФ, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не дают ответов, что становится причиной для обращения налогоплательщиков за разъяснениями в главное финансовое ведомство страны.
Участники круглого стола отметили, что в законе процедуры, связанные с получением и исполнением письменных разъяснений законодательства о налогах и сборах, получили большую регламентацию. Тем не менее, ряд вопросов остался неурегулированным. В частности, в комитете СФ по бюджету в настоящее время находятся на рассмотрении два вопроса по проблеме правового статуса и возможности разъяснений Минфина и ФНС России в связи с неясностью норм права в НК РФ.
Первый касается льготы по НДС (пп. 23 п.2 ст. 149 ч.2 НК РФ), которую с 2001 г. применяли все судостроительные предприятия России. В соответствии с ней работы по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания освобождались о налогообложения.
В 2002 г. Госдумой была принята поправка в указанную статью, которая ограничивала применение льготы на судоремонтные работы условием стоянки судна в порту. Свои разъяснения по применению данной поправки в соответствующем письме предоставило Министерство РФ по налогам и сборам, правомерность освобождения от налогообложения НДС подтвердил и Минфин РФ. Однако постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ, принятое в 2007 г., поставило под сомнение возможность применения судоремонтными предприятиями данной льготы.
С выходом этого постановления над отечественными судоремонтными предприятиями нависла угроза необходимости уплаты НДС, штрафов и пеней за неполную и несвоевременную уплату НДС за прошедшие 3 года, что поставило компании в крайне сложное финансовое положение, вплоть до банкротства. Кроме того, судоремонтные предприятия России стали неконкурентоспособными на мировом рынке: стоимость услуг на отечественных верфях возросла на 18% НДС, и вполне понятно, что российским судовладельцам выгоднее ремонтировать и строить суда за рубежом.
Второй вопрос касается обложения НДС сделок фрахтования судов рыбопромыслового флота за пределами территории РФ (п. 2 ст. 148 ч. 2 НК РФ). Руководствуясь нормами НК РФ и учитывая, что в соответствии с положениям Кодекса торгового мореплавания фрахтование судов осуществляется не только в целях перевозки и транспортировки, но и для достижения иных целей торгового мореплавания (одной из которых является рыболовство), рыбопромысловые компании полагали, что если передача судов в аренду осуществляется по договорам тайм-чартера (при условии, когда суда передаются во фрахт и возвращаются из фрахта за пределами территории РФ, а в период фрахта на территорию РФ не заходят), то местом оказания таких услуг территория РФ не является.
Эта позиция подтверждалась правоприменительной практикой в ряде писем Минфина России, Росрыболовства и в постановлениях ФАС России и арбитражных судов. Однако Постановлением Президиума ВАС РФ по делу одной из компаний в 2009 г. был установлен иной порядок налогообложения НДС указанных сделок, а именно – взимание налога на добавленную стоимость.
После внесения данного постановления по результатам проведенных выездных проверок налоговые органы начали производить доначисления НДС рыбохозяйственным организациям по рассматриваемым операциям за последние 3 года. В результате многие компании оказались на грани банкротства.
Между тем, как пояснил в своем выступлении президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, «аренда судов рыболовного флота в ИЭЗ РФ – это не частный хозяйственный договор и не рядовой юридический инструмент, а общественное отношение, которое явилось результатом «рассыпания» производственных активов рыболовного комплекса после приватизации». По его словам, в настоящее время на Дальнем Востоке работает 686 предприятий, 410 из них имеют одно судно, 140 – два судна. «Соответственно, для этих предприятий аренда – это единственный способ освоения доли», а введение НДС «препятствует поступательному развитию отрасли и возможности ее поэтапному укрупнению», – отметил президент АДМ.
Дополнительно усложняют ситуацию и такие факторы, как увеличение фискальной нагрузки и резкий рост скорости образования «плохих» налогов у рыбной отрасли. Так, по состоянию на 1 июля 2010 г. 17 рыболовным предприятиям доначислены суммы в размере 150 млн. рублей, в зоне риска – еще порядка 200-250 предприятий. И это на фоне того, что просроченная задолженность рыболовной отрасли по кредитам банков составляет в настоящее время 5 млрд. рублей. «Таким образом, НДС по арендованному флоту не только препятствует поступательному развитию отрасли, выходу ее из распыленного состояния, ставшего следствием приватизации; не только увеличивает фискальную нагрузку на 10%, но и резко увеличивает образование «плохих» долгов в отрасли», – сделал вывод Герман Зверев.
Для решения возникшей проблемы эксперты АДМ подготовили ряд рекомендаций. Среди них – необходимость при рассмотрении налоговых споров арбитражным судам дополнительно руководствоваться законодательными нормами, учитывающими специализацию отрасли, и установление обязательной процедуры получения судами разъяснений специализированных законодательных институтов.
Разделила обеспокоенность сложившейся ситуацией всех участников круглого стола и присутствовавшая на заседании заместитель председателя ВАС РФ Татьяна Андреева. «Настало время, когда налоговые и финансовые органы должны повернуться лицом к налогоплательщику и начинать работу с ним не в судах, а на стадии, когда проверка на предприятии только началась, – отметила она. – Если налогоплательщик, отстаивая свою позицию, ссылается на разъяснительное письмо Минфина или налогового органа, то контролирующий орган сам должен вникнуть в этот документ, в суть проблемы и всей ситуации налогоплательщика по собственной инициативе, а не стремиться начислить пени и штрафы. И проблема это действительно серьезная, поэтому к ее решению должно подключиться государство».
Подводя итоги дискуссии, Вячеслав Новиков заверил, что рекомендации круглого стола, куда войдут обобщенные предложения его участников, будут направлены во все заинтересованные структуры, начиная от Правительства, и заканчивая Президентом РФ. А по ряду наиболее интересных предложений комитеты СФ намерены подготовить законодательные инициативы и начать их продвижение.
РИА Fishnews.ru