Новости

Точка сближения

Вопросы строительства рыбопромысловых судов на отечественных верфях, пути финансирования и меры господдержки 26 апреля обсуждались на совещании в Росрыболовстве.

В совещании, проводившемся по поручению первого вице-премьера Виктора Зубкова, приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, судостроительных предприятий, кредитных организаций и рыбопромышленники. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, к ним в режиме видеоконференции присоединились и приморские регионы – Владивосток, Южно-Сахалинск, Мурманск и Калининград.

Открывая заседание, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний напомнил, что тема судостроения обсуждалась неоднократно и пора, наконец, принимать конкретные решения: «Нам нужно на этом совещании выработать некие согласованные предложения по вопросу финансирования строительства и модернизации судов рыбопромыслового флота, с тем чтобы выходить с этими предложениями в Правительство РФ».

Он кратко обрисовал ситуацию. «С одной стороны, флот нужен, безусловно. С другой стороны, есть мнение рыбаков, что ОСК не в состоянии построить в удобоваримые сроки за удобоваримые деньги новый флот. С третьей стороны, существуют проблемы финансирования строительства, потому что у рыбопромысловых компаний, во-первых, нет достаточной залоговой базы, для того чтобы взять банковские кредиты, во-вторых, использование кредитов не решает проблемы в принципе, потому что ставки высоки, а деньги короткие.

Нужны длинные дешевые деньги и нужна система залогов, для того чтобы и у банков и у лизинговых компаний тоже была гарантия возврата вложенных средств», – сообщил глава ФАР, отметив, что некоторые компании, так и не дождавшись, когда этот клубок противоречий будет распутан, начали строить флот самостоятельно, но за границей – на Украине, в Сингапуре, в Хорватии.

Для того чтобы и в родном отечестве дело сдвинулось с мертвой точки, по мнению Андрея Крайнего, в первую очередь необходим механизм использования предприятиями долей квот как предмета залога. «Иных активов, сколько-нибудь ликвидных и приемлемых для финансовых и лизинговых организаций, у рыбаков практически не существует. На наш взгляд, доля квоты – это абсолютно ликвидный актив, есть понятный механизм реализации этих долей на аукционах. Мы готовы составить методику их оценки и таким образом дать достаточно прозрачный механизм в руки лизингодателям и банкирам», – уверен руководитель рыбного ведомства.

«Поверьте мне, самое дорогое, что есть у рыбака, – это право на пользование водными биоресурсами, – обратился он к финансистам. – Рыбаки к своим долям квот относятся очень трепетно и очень не хотят их терять, потому что потеря доли квоты означает автоматически выбрасывание из бизнеса навсегда».

Какие шаги готово предпринять государство в лице Федерального агентства по рыболовству? Прежде всего, это продление срока, на который доли закрепляются за пользователями до 20 лет, о чем первый вице-премьер Виктор Зубков говорил на III Всероссийском съезде рыбаков в феврале. Росрыболовство также выразило намерение вести сбор заявок для серийного строительства флота. Кроме того, в ведомстве попытаются добиться увеличения периода субсидирования из бюджета процентной ставки по кредитным или лизинговым договорам сразу до 7-10 лет.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов вопрос совместимости ресурсной базы и производственных мощностей. Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов указал, что уже сейчас ресурсов недостаточно для полной загрузки имеющегося флота, пускай и устаревшего, поскольку рыбопромышленники настроены в первую очередь ловить наиболее ценные валютоемкие объекты промысла. В то же время часть водных биоресурсов недоосваивается как по причине отсутствия флота, так и по причине отсутствия желания. «Поэтому когда мы говорим о том, что флот надо обновлять, мы должны помнить, что ресурсная база в результате этого обновления не должна исчерпать себя через те же три-пять лет», – предостерег он.

По словам Василия Соколова, прошедшие на Дальнем Востоке аукционы по продаже долей квот компаний, с которыми были расторгнуты договоры по причине освоения менее 50% в течение двух лет, имели неожиданные последствия. Цены по многим лотам взлетели гораздо выше стартовых ожиданий, что в свою очередь отразилось на капитализации рыбопромышленных предприятий, которые успешно осваивают квоты. «Во Владивостоке некоторые директора компаний рассказывали, что теперь они могут приходить в банк, показывать итоги аукциона, свою долю, приказ по ОДУ на ближайший год и прогнозы, и с ними начинают разговаривать совсем по-другому», – поделился замглавы ФАР.

По его словам, банки смогли наглядно убедиться в реальности и прозрачности механизма реализации долей квоты, что может стать дополнительным основанием для выделения денег под залог данного нематериального актива. Регулировать эти отношения Росрыболовство предложило путем соответствующей отметки в государственном рыбохозяйственном реестре – о том, что доля квоты находится в залоге. Таким образом банк или лизинговая организация будут застрахованы от ее потери, например, в результате реорганизации или других действий предприятия.

Рассуждая о необходимости обновления флота, участники совещания делали акцент на эффективности и экономичности новых судов. Многие рыбопромышленники были бы не прочь заменить современным траулером сразу два-три старых парохода. Но потянут ли такой заказ отечественные судостроители? По мнению заместителя директора департамента судостроительной промышленности Минпромторга России Андрея Курасова, рыбаки в качестве заказчиков представляют интерес для российских верфей: «Ниша строительства рыбопромысловых судов очень похожа на военную. У нас 70% – заказы Минобороны, но рыболовецкие суда в основном наукоемкие, сложные, у них небольшая серийность, что в принципе совпадает с военными заказами, поэтому нам интересно».

Представитель министерства кратко рассказал о положении дел в отечественном судостроении. В настоящее время в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной до 2020 г., выделяются средства в объеме нескольких миллиардов рублей в год на модернизацию предприятий. В рамках утвержденной стратегии разработан ряд мер государственной поддержки, а в июне в правительство на обсуждение будет внесена госпрограмма развития судостроения.

Что касается финансовых условий, то это прежде всего возможность задействовать лизинговые средства, полученные ОАО «ОСК» безвозмездно в уставной капитал – 6,4 млрд. рублей. Есть и другие варианты. Например, «механизм федеральной целевой программы означает, что любой рыбак может обратиться письменно в наш научно-технический совет с просьбой разработать такой-то сейнер с такими-то параметрами для вылова рыбы в таком-то районе», – объяснил Андрей Курасов.

По линии Минпромторга идет субсидирование процентной ставки по кредитам и субсидирование лизинговых платежей, причем сразу на пятилетний срок. «Сейчас мы подали предложения о снятии и этого ограничения – до 7 лет. Плюс мы предложим Минфину довести субсидирование от 2/3 до 9/10 ставки рефинансирования. Мы пока отбились от ВТО и эти субсидии будут работать в полном объеме», – рассказал замглавы департамента.

Повысить привлекательность отечественных площадок призван и недавно принятый закон о поддержке судостроения и судоходства, который в частности снимает проблему с таможенными платежами и НДС на импортное оборудование, ввозить которое в любом случае потребуется, даже при строительстве судна в России. В целом Минпромторг поддерживает и возможность использования доли квоты в качестве залога и идею о серийном строительстве рыбопромысловых судов, даже если вся серийность заключается в одинаковых корпусах. В министерстве также предложили Гипрорыбфлоту хотя бы приблизительно рассчитать потребность в обновлении флота для нужд рыбаков.

Присутствовавшие на совещании специалисты лизинговых компаний попытались сформулировать основные требования к заемщику. Финансовым организациям необходимо наличие согласованного и рекомендованного проекта судна, подтверждение экономической эффективность его эксплуатации, бизнес-план, залог, в том числе и долей квот и т.д. Принятию положительного решения предшествует процесс финансового анализа, выяснения всех подробностей состояния и структуры предприятия, зачастую весьма длительный. Вместе с тем, банки и лизинговые компании с большим интересом отнеслись к информации об итогах аукционов по продаже долей квот и пожелали изучить их, чтобы представлять себе реальную оценку стоимости залога по отношению к стоимости судна.

Со своей стороны, руководители рыбопромышленных компаний Северного и Дальневосточного бассейна по видеосвязи предложили лизингодателям рассмотреть применяемые за рубежом варианты с залогом не только долей квот, но и непосредственно строящегося судна либо части акций компании вместе с ее квотами. По душе рыбакам и идея создания отдельной государственной лизинговой компании, «заточенной» под строительство рыбопромыслового флота. А вот у финансовых организаций нет желания получить еще одного конкурента, хотя они и признают специфику отрасли. «Если лизинговые компании хотят заниматься этим бизнесом, они должны глубже понять эту специфику, чаще общаться с рыбаками», – отреагировал руководитель Росрыболовства.

Участники совещания предложили начать «разгон» отечественного судостроения с постройки малотоннажных судов или транспортных рефрижераторов, дефицит которых ощущается гораздо острее, чем нехватка добывающих мощностей. Рыбный бизнес еще раз высказался категорически против любых попыток изменить исторический принцип наделения сырьевыми ресурсами, в частности введения «квот под киль».

«Мы не хотим ломать систему, она работает. От добра добра не ищут. Думаю, что если мы обеспечим ОАО «ОСК» заказами и без «квот под киль», даже они будут за нее», – высказал мнение Андрей Крайний. Он отметил, что государство не будет менять правила игры, максимум, будут приниматься решения, увеличивающие горизонт планирования для рыбаков. По итогам совещания он поручил подготовить пакет предложений с учетом прозвучавших мнений для внесения в Правительство РФ.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: ОДУвладивостокдальний востоккалининградмурманскправительстворосрыболовствосудостроение
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30