Рыбводы усилят взаимодействие с теруправлениями
Росрыболовство собирается заняться реформированием системы предприятий, осуществляющих воспроизводство водных биоресурсов. Согласно планам ведомства, эти организации должны плотнее сотрудничать с органами рыбоохраны.
В Ростове-на-Дону 18 июня открылось Всероссийское совещание Росрыболовства по проблемам и перспективам рыбоводства.На мероприятие прибыли сотрудники центрального аппарата ведомства, представители рыбводов и подведомственных предприятий воспроизводства водных биоресурсов.
Актуальность совещанию придает принятие законопроекта об аквакультуре во втором чтении. Глава Росрыболовства Андрей Крайний отметил, что документ не лишен недостатков, но после его подписания аквакультура станет трендом на ближайшие годы. Руководитель ФАР также обратил внимание, что ведомственные рыборазводные заводы должны не только работать в целях воспроизводства, но и обеспечивать посадочным материалом бизнес.
Сейчас искусственным воспроизводством занимается 31 федеральное государственное бюджетное учреждение, 15 федеральных государственных унитарных предприятий. Они обеспечивают работу 86 рыбоводных заводов, 2 племенных рыбопитомников, 5 нерестово-выростных хозяйств, 4 производственно-акклиматизационных станций, а также одного научно-исследовательского института и специализированного мелиоративного предприятия. Большинство ФГБУ и ряд ФГУПов – комплексные предприятия, которые кроме воспроизводства занимаются обеспечением мелиорации рыбохозяйственных водоемов, мониторингом и акклиматизацией водных биоресурсов.
Исторически эта система формировалась в Советском Союзе в едином комплексе с органами рыбоохраны как равнозначный механизм обеспечения устойчивой эксплуатации ВБР. Однако в ходе реформирования в 2003 г. эти полномочия были разделены. «Работа в этом направлении еще продолжается. Сформировав структуру рыбоохраны, Росрыболовство сосредоточилось на ее материально-техническом обеспечении и расширении до оптимальной численности инспекторского состава», – подчеркнул руководитель Федерального агентства по рыболовству.
По словам Андрея Крайнего, в прошлом году органы рыбоохраны получили 39 судов, 579 автомобилей повышенной проходимости, весь личный состав обеспечен средствами видеорегистрации. С 1 апреля 2013 г. предельная численность инспекторов увеличена на 455 сотрудников – с 3635 до 4090 человек.
«В результате сейчас система рыбоохраны в России функционирует достаточно уверенно. Пришло время вплотную заняться реформированием системы наших предприятий, занимающихся воспроизводством, укреплением их взаимодействия с территориальными управлениями рыбоохраны. Наша главная цель сейчас – создать на каждом бассейне четко взаимодействующую систему предприятий и организаций», – заявил глава Росрыболовства.
В прошедшем году, в связи с введением новых принципов финансирования государственных учреждений и введением государственного задания, у Росрыболовства появился еще один, теперь уже экономический, метод, позволяющий стимулировать более эффективную работу подведомственных организаций. «С учетом исполнения госзадания 2012 года появился положительный опыт перераспределения денежных средств с тех участков, где госзадание не исполнено, на те участки, где можно что-то сделать дополнительно. Эта практика будет продолжена и в текущем году», – заявил руководитель ФАР. Как сообщили Fishnews в центре общественных связей Росрыболовства, даже частичное введение нормативов в 2013 г. позволило добиться целого ряда положительных изменений при том же уровне финансирования. В частности, в Дагестане впервые за 8 лет восстановлен выпуск осетровых видов рыб.
Участникам совещания напомнили, что бассейновые управления в СССР создавали систему ихтиологических подразделений и контрольно-наблюдательных пунктов, которые сейчас выполняют функции мониторинга в привязке к местам базирования органов рыбоохраны. Служба мониторинга рыбводов никогда не выполняла задач, связанных с оценкой запасов, а решала сугубо прикладные задачи обеспечения рыбоохраны и регулирования рыболовства. Сейчас контроль возложен на теруправления, а в рыбводах остались специалисты и инфраструктура, функции которых трансформировались в наблюдение за состоянием водных биоресурсов и их средой обитания. При этом образовался разрыв: данные мониторинга не используются самими бассейновыми управлениями, а территориальные управления и научно-исследовательские организации используют их ограниченно.
«Мы должны пойти по пути форматирования этой системы сбора данных под нужды рыбоохраны. Опыт проведения совместных мониторинговых мероприятий бассейновых и территориальных управлений оказывается положительным. Высокие оценки получают также работы, связанные с оценкой воздействия на водоемы и определением их рыбохозяйственной ценности», – заявил глава ведомства.
Отдельно было дано поручение по созданию программы воспроизводства растительноядных и осетровых видов рыб. По мнению начальника Управления аквакультуры Росрыболовства Сергея Максимова, отечественное воспроизводство сегодня во многом «по инерции поддерживает некий набор производств и работ, который достался от предшественников». Главная причина этой проблемы в том, что искусственное воспроизводство и все соответствующие работы не могут планироваться и осуществляться сами по себе, они полностью завязаны на вылов водных биоресурсов и их баланс в водоеме.
У рыбоводов нет системы долгосрочного планирования выпусков. Такая ситуация сложилась из-за невозможности заранее просчитать антропогенную нагрузку, которой подвергнется водоем: любительский лов, загрязнения, строительство и работа гидротехнических сооружений, – отметили в Росрыболовстве.
Говоря о возможной аренде некоторых рыбоводных заводов бизнесом, Сергей Максимов выразил мнение, что речь может идти только о тех предприятиях, которые занимаются выпуском молоди для поддержания численности ВБР, активно осваиваемых в режиме промышленного рыболовства. При этом высвободившиеся и получаемые средства будут направлены на модернизацию бюджетных учреждений воспроизводства.
Начальник управления аквакультуры отметил, что в остальных случаях создать экономические механизмы стимулирования воспроизводства бизнесом невозможно. То есть стоит говорить только о некоторых лососевых заводах Сахалинской области. Росрыболовство уже приняло решение о сдаче их в аренду с июля 2014 г.
«В остальных случаях невозможно создать экономические механизмы стимулирования воспроизводства бизнесом. В рамках действующего законодательства нет возможности наделить бизнесмена правом пользования воспроизводимым им ресурсом из-за запрета на промысел или из-за наличия запретных территорий», – обратили внимание в ФАР.
Поэтому государство продолжит финансирование искусственного воспроизводства. «Сейчас у нас есть 2 специализированных предприятия, которые производят посадочный материал. В качестве сопутствующей деятельности этим занимаются еще около десяти. В условиях активной работы над законодательством, мы будем усиливать компонент, обеспечивающий поддержку развития в стране аквакультуры», – заключил Сергей Максимов.
Fishnews