Обзор топливного рынка: 32-я неделя 2016 года
Потенциал к дальнейшему снижению цен на бункерное топливо сохраняется, отмечают аналитики Marine Bunker Exchange (MABUX).
Рынок в последние недели снижался на опасениях, что мировое предложение нефти избыточно, а ожидания быстрой ребалансировки не оправдались. Определенное давление на котировки оказывают ожидания возобновления поставок из Ливии и Нигерии, где в последние месяцы наблюдались перебои. Однако на рынке по-прежнему отсутствуют реальные драйверы, способные сформировать направленное движение индексов.
Значения Мирового бункерного индекса MABUX, рассчитываемого из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, в период с 4 по 11 августа не показали значительных направленных изменений:
380 HSFO - рост с 209,36 дo 210,21 USD/MT(+0,85)
180 HSFO - рост с 260,64 до 261,64 USD/MT(+1,00)
MGO - рост с 438,00 до 445,93 USD/MT (+7,93)
Минэнерго США прогнозирует, что добыча нефти в стране в этом году в среднем составит 8,73 млн. барр. в день, а в следующем году достигнет 8,31 млн барр. в день (против предыдущих прогнозов 8,61 млн. барр. в день и 8,2 млн. барр. в день соответственно). В 2015 г. нефтяные компании Соединенных Штатов в среднем добывали 9,4 млн. барр. в день.
Как сообщили Fishnews в Marine Bunker Exchange (http://www.mabux.ru), производители нефти в США продолжают наращивать мощности по добыче сланцевой нефти. По итогам прошлой недели количество активных нефтяных установок выросло еще на 7, до 381 единицы. Несмотря на то что за последний год добыча нефти в стране значительно упала, предполагается, что текущий рост числа буровых установок будет способствовать более устойчивой ежемесячной добыче нефти.
Кроме того, моментную поддержку котировкам оказывала информация о росте запасов нефти, хранящейся на танкерах у побережья Великобритании. В июле объемы такой нефти превысили отметку в 10 млн. барр. (10% от ежедневного мирового производства). На данный момент минимум три супертанкера продолжают использоваться в качестве плавучих нефтехранилищ. Основными плюсами хранения нефти на борту танкеров, остаются структура нефтяных цен контанго, при которой более поздние по датам нефтяные фьючерсы стоят дороже текущих, а также недорогой фрахт и демерредж.
Основным фоном поддержки котировок на текущей неделе стали возможные планы некоторых членов ОПЕК вновь поднять вопрос о контроле за уровнями добычи нефти на Международном энергетическом форуме, который пройдет в Алжире 26-28 сентября. В числе инициаторов возобновления дискуссии Венесуэла, Эквадор и Катар. Россия в этой связи подчеркнула, что не видит необходимости в возобновлении обсуждения вариантов заморозки, оставляя возможность вернуться к этому вопросу в будущем.
В целом рынок достаточно скептично оценивает перспективы договоренностей ОПЕК. В условиях, когда ранее организация не смогла договориться о заморозке добычи нефти, несмотря на предварительные заявления, вряд ли сейчас стоит ожидать, что члены картеля предпримут действительно серьезные действия по борьбе с низкими ценами на энергоносители.
Правительство Ирана 3 августа одобрило условия новых нефтяных контрактов, которые должны привлечь западных инвесторов после снятия санкций со страны в январе. Иран увеличил добычу нефти с декабря более чем на 800 тыс. барр. в день. Однако стране необходимо привлечь инвестиции на 130 млрд. долларов для своих нефтегазовых месторождений, чтобы реализовать планы по доведению добычи нефти до 5,7 млн. барр. в день к концу 2020 г.
Дополнительным фактором поддержки котировок стало решение Банка Англии о смягчении монетарной политики в качестве меры, призванной нивелировать последствия Brexit. Ключевая ставка была понижена впервые за последние несколько лет до 0,25%. Таким образом, часть дешевой ликвидности поступит на финансовый рынок, что окажет косвенную поддержку ценам на сырьевые товары.
Импорт нефти в КНР в июле вырос на 1,2% с показателя за аналогичный период прошлого года (30,71 млн. тонн) и составил 31,07 млн. тонн, что эквивалентно примерно 7,35 млн. барр. в день. Основным драйвером роста стал увеличивающийся спрос на нефть со стороны местных независимых НПЗ. При этом июльский экспорт нефтепродуктов из Китая также вырос на 52%, до 4,57 млн. тонн. Вероятно, импортная нефть после переработки поступает не столько на внутренний, сколько на внешний рынок.
Вместе с тем нехватка портовых мощностей и растущие запасы нефтепродуктов могут купировать спрос на зарубежную нефть со стороны китайских НПЗ в среднесрочной перспективе. Кроме того, необходимо учитывать, что многие НПЗ временно прекратят свою работу осенью для проведения планового технического обслуживания.
В целом опасения по поводу дальнейшего сохранения и даже увеличения избытка продукта на мировом топливном рынке продолжают оказывать понижающее давление на котировки. Аналитики полагают, что цены на бункерное топливо могут продолжить незначительные разнонаправленные колебания, сохраняя потенциал к дальнейшему снижению.
Графики изменения нефтяных фьючерсов и цен Мирового индекса MABUX смотрите во вложенных файлах.
Fishnews