Следствие определило причину гибели БАТМ «Дальний Восток»
Завершено расследование уголовного дела о крушении траулера «Дальний Восток» в 2015 г. По версии следствия, непосредственной причиной гибели БАТМ стал крен в результате подъема трала с большим уловом. Однако к затоплению судна привела совокупность причин, от технических до управленческих.
Главное следственное управление Следственного комитета РФ завершило расследование уголовного дела, возбужденного по факту крушения 2 апреля 2015 г. в Охотском море большого автономного морозильного траулера «Дальний Восток». Судно работало на минтаево-сельдевой путине, на его борту находилось 132 человека: 78 граждан России и 54 иностранца. Жертвами катастрофы стало 69 человек, говорится в сообщении СК РФ.
К уголовной ответственности привлечены руководители ООО «Магеллан»: первый заместитель генерального директора Алексей Васин, заместитель гендиректора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий, а также бывший капитан траулера «Дальний Восток» Анатолий Борисов, начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом Сахалинрыбвода Николай Харченко и госинспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц); частью 3 статьи 290 УК РФ (получение взятки), частью 3 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и частью 3 статьи 293 УК РФ (халатность).
По версии следствия, непосредственной причиной крушения траулера «Дальний Восток» стал крен судна на левый борт в результате подъема трала с большим уловом (приблизительно 130 тонн). Однако дальнейшее затопление произошло в силу совокупности причин. И наиболее значимой из них стало состояние траулера, непригодное для работы на промысле. Как сообщили Fishnews в пресс-службе СК РФ, это связано с тем, что директор ООО «Магеллан» Егор Гащенко переоборудовал судно в порту Пусан (Республика Корея) таким образом, чтобы значительно увеличить возможности по ежесуточной переработке рыбы, которая возросла со 140 до более чем 200 тонн. В итоге часть элементов конструкции БАТМ, обеспечивающих его остойчивость, в том числе в экстренных ситуациях, была попросту удалена.
К тому же судно при почти пустых баках было заполнено рыбой на 1400 тонн, что также ухудшило способность корабля балансировать.
Прямо повлияли на произошедшее и действия других руководителей фирмы «Магеллан». По данным Следственного комитета, Алексей Васин и Александр Кудрицкий получали данные от капитана о выловленной рыбе и знали о превышении массы допустимого груза. «Они должны были и могли запретить дальнейшее плавание, однако не сделали этого», – отмечается в заключении следствия.
Сотрудник Сахалинрыбвода Николай Харченко, в свою очередь, еще накануне отправки «Дальнего Востока» в рейс получил от своего подчиненного сведения об отсутствии документации о системе управления безопасностью, без которой выход судна в море запрещен. Однако этот факт был проигнорирован, а судовладелец получил временное свидетельство по безопасности сроком на 6 месяцев, говорится в сообщении.
Госинспектор теруправления Росрыболовства Александр Никодименко, проверявший судно вместе с пограничниками уже в открытом море, знал о превышении допустимого количества людей на нем и отсутствии достаточного количества спасательных средств. Как отмечают в СК РФ, он должен был сообщить своему руководству о данном факте, но за взятку в размере 500 долларов разрешил дальнейшее плавание судна. Как следствие – при крушении траулера жилетов попросту не хватило на всех членов экипажа.
Для возмещения ущерба потерпевшим в ходе следствия были арестованы имущество и счета компании «Магеллан» на сумму более 13 млн. рублей, а также судно «Андромеда». Кроме того, наложен арест на имущество обвиняемых в сумме более 15 млн. рублей.
Таким образом, к настоящему моменту следствием собрана достаточная доказательственная база, и уголовное дело в объеме 174 томов направлено заместителю генерального прокурора РФ для утверждения обвинительного заключения.
В отдельное производство выделено уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Магеллан», которому заочно предъявлено обвинение по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Егор Гащенко объявлен в международный розыск.
Fishnews