Судостроительная стратегия
Превратить отечественное судостроение в высокотехнологичную конкурентно-способную отрасль, такую задачу поставил вчера на заседании Правительства глава кабинета министров Виктор Зубков. Правительство РФ в целом одобрило проект ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 гг.». Объем финансирования программы составит 136,4 млрд. рублей, из которых более 90 млрд. рублей будут выделены из федерального бюджета.
Во вступительной речи премьер-министр подчеркнул, что сегодня российское судостроение переживает не лучшие времена: «Имеющиеся у нас производственные мощности остро нуждаются в модернизации. Накопленный научно-технический потенциал, новые проекты практического применения не находят. Эти проблемы неоднократно озвучивал Президент России. Они рассматривались Правительством, давались соответствующие поручения, но очевидно, что процесс реформирования отрасли затянулся».
Виктор Зубков отметил, что необходимо провести в отрасли четкие и качественные структурные преобразования, предусматривающие ежегодное наращивание объемов производства, обеспечить высокую производительность труда. Эти меры должны повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Поэтому необходимо определить здесь роль и место частного бизнеса. Динамичное развитие гражданского судостроения будет стимулировать и развитие смежных отраслей, даст новые рабочие места.
С докладом на заседании выступил министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, который охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в отечественном гражданском судостроении. По его словам, за последние 4 года в отрасли наблюдается увеличение объемов производства. Основным фактором этого роста стал внутренний спрос, обусловленный необходимостью обновления парка судов. Однако этот спрос по большей части удовлетворяется за счет зарубежных судостроителей, так как отечественные производители «проигрывают по трудоемкости и срокам строительства».
Поэтому, по мнению главы Минпромэнерго, стимулирование спроса должно сочетаться с мерами по повышению качества и конкурентоспособности отечественных верфей. Решения большинства существующих проблем заложены в «Стратегии судостроения на период до 2020 г.», одним из инструментов реализации которой стала федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 гг.».
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Министерства промышленности и энергетики РФ, программа предусматривает решение трех комплексных задач: создание научной и технологической базы для разработки перспективной морской техники, технологическое перевооружение научно-экспериментальной базы исследований и совершенствование сертификации и систем обеспечения качества продукции. Объем финансирования ФЦП составляет 136,4 млрд. рублей, из которых более 90 млрд. рублей будут выделены из федерального бюджета. Результатом реализации ФЦП должен стать рост производства продукции отечественного судостроения к 2015 г. в 2,2–2,5 раза, рост производительности труда на судостроительных предприятиях – в 3 раза, а также сокращение сроков строительства судов и другой морской техники.