Перестраховка
На последних заседаниях областной комиссии по анадромным видам рыб мне всё чаще приходит в голову классическая кинокомедия «Карнавальная ночь», в которой Сергей Филиппов исполнял роль лектора, любителя «трёх, четырёх, а лучше всего, конечно, – пяти звёздочек». Помните его слова «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно, наука пока ещё не в курсе дела»?
Состоявшееся 19 мая очередное заседание областной комиссии проходило весьма бурно. Потому что речь шла фактически о том, чтобы ограничить промысел практически по всем районам восточного Сахалина и возле некоторых рек, в которые зашло достаточное количество производителей.
Всем ясно, что хорошее заполнение нерестилищ – это один из самых серьёзных факторов успешного промысла в будущем («один из» это потому, что далеко не единственный – катаклизмы природы, как показывает практика, сбрасывать со счетов никак нельзя). И предлагаемые СахНИРО ограничения должны помочь максимально их заполнить.
Наука знает всё. В подтверждение того, что ограничения надо вводить немедленно, называлось немало цифр.
Я всегда приветствую заботу о сохранении естественных нерестилищ. Но, похоже, наша рыбохозяйственная наука, испуганная просчётами в прогнозировании подходов лосося в прошлом году (хотя и далеко не всё зависело от неё), какими-то просчётами в прогнозировании по отдельным районам Сахалина ранее, решила очень сильно подстраховаться, не желая снова попадать под огонь справедливой и несправедливой критики. Только этим, а не действительной ситуацией на реках было, на мой взгляд, продиктовано стремление ввести массовые ограничения промысла в самые ранние за последние много лет сроки.
Это что, какое-то достижение?
Ну, не знаю, не знаю… Может, тогда надо было вообще не начинать горбушовый промысел? Заполнять нерестилища ради нерестилищ, а не для того, чтобы этот процесс шёл в разумной гармонии с промыслом, обеспечивая людей всё возрастающими объёмами вылова лосося – это, считаю, не очень разумно.
Наука знает всё. На заседании комиссии назвались цифры заполнения по отдельным традиционно исследуемым рекам.
В Анивском районе на большинстве рек, как и в прошлые годы, заполнение не более 10 процентов, единственное исключение – Таранай, там свыше 30 процентов.
В Долинском районе река Бахура – 86 процентов, Дудинка – 57 , Береговая – 75, Мануй – 51 процент.
В Смирныховском районе река Пиленга заполнена на 43 процента, Лангери – на 12,5.
В Поронайском – Нерпичья заполнена на 50, Песковская – на 35 процентов.
Ситуация катастрофичная? Не думаю. Ход горбуши ещё достаточно сильный, разрешённый к вылову объём уже взят, в ближайшие дни ожидается подход в восточному Сахалину ещё 30 тысяч тонн, в связи с чем объём рекомендованной добычи здесь увеличена на 15 тысяч тонн. И надо ли было спешить фактически прекращать промысел?
Но науке виднее, и она выдаёт рекомендации – низзя!
И это несмотря на то, что по всей акватории начинается многодневный шторм, который автоматически прекращает любой промысел, и вся рыба пойдёт неограниченным потоком либо на нерест, либо в браконьерские сети. Причём наука, а комиссия руководствуется в первую очередь её рекомендациями, требует прекратить промысел уже завтра с нуля часов. Для чего необходимо поднять центральные крылья ставных неводов, зашить ловушки и перевезти на берег взятый из ловушек улов. А если в начинающихся или идущих уже штормовых условиях это нельзя сделать – опасно для жизни! – «вылить» тонны и тонны рыбы на корм крабам и прочим падальщикам. А отдельные личности опять выйдут на интернет-форум и будут вопить, что «живём на острове, а рыбу не видим». И горе тем рыбакам, которые оставят рыбу в ловушках – контролирующие морской промысел пограничники на соответствующий вопрос тут же, на комиссии, сообщили, что за это будут наказывать в соответствии с законом (то есть, если говорить простым языком и не вдаваться в юридические тонкости о процедуре сего «мероприятия», нещадно штрафовать).
Но чтобы убрать ловушки, требуется, по-хорошему, несколько дней. И надо сказать, что немногочисленные рыбаки (а их в составе комиссии только пятая часть) сумели убедить голосующих. Кажется, впервые в истории решением комиссии для закрытия ловушек дали несколько дней.
Некоторые цифры заполнения нерестилищ на реках вы уже увидели. А что в связи с эти предлагает наука? Не поверите!
Она, в частности, предлагает продлить сроки промысла горбуши в Смирныховском районе на участке побережья от реки Лангери (заполнение 12,5 процента) до мыса Терпения. И предлагает ограничить промысел в Долинском районе, в котором нерестилища рек заполнены почти «под жвак».
Решение очень странное. Но науке виднее. А мотивирует она подобное тем, что, мол, пуста река Найба. Но ограничение промысла в этом районе введено уже давно. И что? Уже в течение месяца предустьевые невода там ничего не ловят. Не заходит рыба и в реку. «Чем, – спрашивают представителя науки, вы можете объяснить этот факт? Сегодня можно снять невода со всего Сахалина, и всё равно Найба не заполнится. Каким образом поднятие крыльев ставных неводов на 100 метров, скажем, на реке Фирсовке, повлияет на заполнение Найбы, находящейся от неё в десятках километров?». (Кстати, насколько известно, Найба – кетовая река, и горбушовых нерестилищ здесь мало).
Ответ представителя СахНИРО был потрясающим. Наука ответила, что шансы, что Найба заполнится хотя бы на 50 процентов, невелики, она не заполнится ещё лет пятьдесят. И тут опять возмутился заместитель председателя комиссии И. М. Быстров, в очередной потребовав от СахНИРО предоставить методику, по которой происходят обследования рек, если она имеется. «На сколько, по определению, можно заполнить Найбу?» – спросил он и справедливо отметил, что мест, похожих на нерестилища, гораздо больше, чем нерестилищ, которые реально заполнить: – это совершенно другое количество.
На сей раз ответ представителя отраслевого института был, на мой взгляд, очень верным: «Мнение науки: по поводу таких рек, как Найба, Лютога, Тымь, должна быть комплексная программа».
Что ж, остаётся ждать от науки этой программы, а не ограничивать разумно ведущийся промысел ради мифической сейчас цели.
В. ЗЕМЛЯНСКИЙ. «Рыбак Сахалина» № 33 от 25 августа 2016 г.