Газета "Рыбак Сахалина"
16 августа 2018 года

​Мой лучший дед

От редакции: Дедом на флоте называют старшего механика. Но в данном случае речь идёт о настоящем деде – Александре Петровиче Касьянове, родном дедушке Александра Мальчевского, сыне его дочери.

Когда-то давно прочитал о том, что человек, рождённый в Невельске, обязательно должен стать рыбаком. Красиво сказано, но вряд ли это так.Вот я родился в Невельске, но рыбаком, в привычном понимании этого слова, не стал. И даже не мечтал об этом. Правда, работаю в рыбной компании, но по другой части – закончил в Хабаровске Тихоокеанский государственный университет, бывший политехнический институт, по специальности «эксплуатация судовых энергетических установок». Тружусь групповым механиком в механико-судовой службе. Естественно, в компании деда. Вообще-то, мог бы работать и в рыбной фирме, где директором является мой отец. Но так случилось, что работаю рядом с дедушкой.

Мой дядя Роман Александрович, сын Александра Петровича, тоже родился в Невельске, но учился на юридическом факультете. О рыбацкой профессии не мечтал. Но…

Нет, всё-таки в этих красивых словах, что рождённый в Невельске человек должен стать рыбаком, что-то есть. Видимо, это какая-то судьба или провидение, которые ведут тебя в «рыбацкие дали». Аура такая невельская. Поэтому дядя Рома в итоге стал не юристом, хотя диплом получил, а возглавляет сейчас рыбопромышленную фирму. Думаю, юридическое образовании ему хорошо помогает.

А вот мой дедушка Александр Петрович Касьянов (значит, я его внук) родился не в Невельске, а в сухопутной Башкирии. Но стал по-настоящему профессиональным рыбаком, капитаном. Это потом он возглавил рыболовную компанию, но изначально был «пахарем моря», матросом, тралмастером. Однажды, давным-давно, он рассказал мне, как зародилась у него тяга к рыбалке. Не знаю, шутил или нет, но по рассказу получилось так. Сам он этого не помнит, так как был очень маленький, ему уже потом рассказали, что однажды его отец, то есть мой прадед,поймал несколько пескарей. Нанизал их на кукан, пришёл домой, поднялся на крыльцо дома, где играл его маленький сын, бросил там рыбку и пошёл искать кошку, чтобы отдать ей улов. А когда через несколько минут возвратился, на кукане остались одни головы. Остальное Александр Петрович, то есть тогда просто Саша, в сыром виде съел. «Так, видимо, и появилась у меня тяга к рыбной ловле», сказал он мне.

Какие дедовские черты я могу выделить – так просто и не скажешь. Он же не застывшая в своём «развитии» машина, которую можно оценить с точностью до киловатта, килограмма и так далее. Ну, во-первых, ни одной плохой черты я в нём не вижу. И не потому, что он мой дед, причём единственный. Есть люди без сучка и задоринки – вот он такой.

А в первую очередь я назову его рассудительность.Может, и ошибаюсь, но он ничего не делает с бухты-барахты,повинуясь эмоциям. В том, что я поступил на техническую специальность, дедушка сыграл не последнюю роль. Он знал мою страсть к технике, к скоростям, я серьёзно ещё в школе увлекался мотокроссом. И постарался соединить эту увлечённость с получением профессии, которая пригодится на Сахалине. «Шурик, –сказал он мне, – капитан из тебя не получится, голос командирский не выработал. Так что прямая тебе дорога в технику». Ну а хабаровский институт я уже сам выбрал. Учился в школе хорошо, поступил на бюджетку, получил общежитие.

Нас поступало 25 человек, до диплома дошли только трое. Остальные – кого выгнали, кто бросил сам: трудно было учиться. Скажу честно, однажды и я чуть не вылетел из института ещё на первом курсе. Появились хвосты по начертательной геометрии. В школе черчения у нас не было, но я отчего-то возомнил, что легко всё начерчу: что там чертить? Карандаш, линейку взял – и готово. Оказалось, это не очень просто. Собрался уже бросать учёбу. А тут дед позвонил: что да как? Признался в ситуации. А дед строго: «Александр, не вздумай уходить! Зажми себя в кулак и учись!»… В общем, слово дедушки для меня и тогда, и сейчас было законом. Несколько его слов всё решили. Подтянулся. Были предметы и потруднее черчения, например, «теория устройства судна», который некоторые пытались сдавать по полгода. Но помня дедовское «зажми себя в кулак»,учился и учился.

Закончил вуз в 2016-м году. И пришёл в фирму моего деда. Не скажу, что асом – так не бывает, но многое уже знал. Я ведь первые три практики проходил в море на добывающем траулере. Очень понравилось, со стармехом по всему машинному отделению пролазил. Учился у него всему, что он знал. Две последние практики проходил в офисе, бывал и на судоремонте. Когда главный твой начальник твой родной дедушка, очень страшно подвести его. Поэтому очень старался.

А за «косяки» он гоняет. Строгий бывает, если напортачу. А такое, к сожалению, случалось.Обычно он зовёт меня по-доброму: Шурик или Санча. А тут однажды вызываети вдруг сразу на «вы» и полным именем.Вы, Александр… После этих слов сразу начинаешь думать, где накосячил?

Скажу откровенно – мне повезло с таким дедом. Хочу, чтобы и ему повезло с таким внуком, как я.

«Рыбак Сахалина» № 32 от 16 августа 2018 г.