«Мы заставим их работать!»
Так заявил Олег Кожемяко в отношении ассоциаций рыбопромышленников, которые только «надувают щеки» и не делают ровным счетом ничего, чтобы снизить в стране цены на рыбу.
Полностью, если верить приморским СМИ, это заявление врио губернатора Приморского края Олега Кожемяко прозвучало еще более грозно: «Я вчера выступал на Международном конгрессе рыбаков и поставил задачу для профильных ассоциаций – быть «мостом» между рыбаком и торговыми сетями. Есть мировые практики, по которым на рыбу массового потребления магазин не делает наценку больше 20-25%. Здесь это также нужно внедрять. Власть будет находить сети и магазины, давать им определенные льготы, и ситуация начнет меняться. Для рыбаков продажа ее по фиксированным ценам не представляет сложности. Надеюсь, что участники ассоциаций после нашего вчерашнего откровенного разговора пересмотрят свою позицию, станут «связкой» между рыбаком и магазином, чтобы цены для покупателей не завышались. Мы заставим их работать», – заявил Олег Кожемяко.
Несколько в другой интерпретации воспроизводит эти слова «Комсомольская правда»: «Самый главный вопрос – обеспечить людей рыбой по доступной цене. Кто должен этим заняться: субъект или регион? Конечно, это должны взять на себя ассоциации рыбопромышленников. У нас есть правительственные комиссии, которые находятся в Москве, заседают. Но при этом вопросы цен у них даже не рассматривались. А ведь есть хорошие мировые практики, когда уровень конечной стоимости не превышает 25% от цены производителя».
На Конгрессе рыбаков, как мы помним, Олег Николаевич был еще более жесток в интерпретации «Конкурента»:
«Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ), возглавляет которые Герман Зверев, должны стать посредниками между населением и рыбаками, а «не надувать щеки» и говорить о «высоких материях» в кабинетах правительства. Такое заявление сделал врио губернатора Олег Кожемяко, выступая в четверг, 4 октября, на Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке, сообщает KONKURENT.RU:
«Все обвиняют власть в высоких ценах на рыбу. А что она может сделать? Вмешаться в рынок, насильно заставлять снижать стоимость? В мире такого нет. В мире работают отраслевые ассоциации, которые с помощью договоренностей с рыбаками решают вопрос доступности рыбной продукции. Никто не остается внакладе. АДМ и ВАРПЭ, вместо того чтобы проводить реальную работу в данном направлении, решает свои узкие интересы. И настолько неэффективно это делают… Инвестквоты ввели, аукционы, по всей видимости, тоже будут. Компании, входящие в АДМ и ВАРПЭ, отчисляют немалые членские взносы, а от ассоциаций никакой пользы», – заявил Олег Кожемяко.
Судя по последовательности высказываний, Олег Николаевич начал «думать» над тем, что сказал – оправдываться перед приморской аудиторией, которая, в отличие от московской, знает, почему сегодня рыба становится не по карману не только московскому, но и приморскому обывателю. И теперь, по его новой теории, ассоциации рыбопромышленников должны «наводить мосты» между рыбаками-добытчиками и рыбными торговыми сетями.
Конечно, и прежде дешевый популизм был в чести у наших политиков. И Олег Николаевич – не исключение из этого скверного правила. На Сахалине он дал разрешение на свободный лов горбуши – и горбуши в сахалинских реках не стало.
Теперь он обещает своим приморским рыбоедам дешевую рыбу.
Но обещать – не значит, как известно, жениться…
Олег Николаевич – рыбопромышленник с большим стажем и немалым практическим опытом, – прекрасно ориентируясь в реалиях отечественного рыбного рынка, знает лучше многих других, откуда на самом деле «растут ноги» в цене на рыбу.
Потому он и запускает эти мыльные пузыри своих обещаний, путаясь в аргументации, чтобы отвлечь народ (своих будущих избирателей) от главного виновника той ценовой политики на рыбном рынке России, которая превратила цены на рыбу в НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОШМАР.
А виновник давно известен – это государственная власть в лице Федеральной антимонопольной службы и Федерального агентства по рыболовству, это государственный транспортный монополист «Российские железные дороги», это партия власти «Единая Россия» и это многочисленная армия посредников-присосок всех мастей на пути рыбы от «лодки до глотки»…
С кем из них конкретно должны, по мысли Кожемяко, наводить мосты ассоциации рыбопромышленников российских регионов и России в целом?
С Федеральной антимонопольной службой?
Вот какое мнение на этот счет высказывает «Российской газете» директор Института повышения конкурентоспособности, в прошлом начальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Алексей УЛЬЯНОВ:
«Еще в ноябре 2015 г. президент поручал ФАС провести анализ формирования оптовой цены рыбной продукции, наценки посредников и стоимости транспортно-логистических услуг. Разобраться с посредниками и отрегулировать цены в оптовом звене просили ФАС рыбаки и руководитель Росрыболовства. ФАС потом представила отчет, содержащий, по мнению экспертов, «много важных и точных наблюдений вперемежку с общеизвестными истинами и явными ошибками». Никаких мер антимонопольного реагирования к торговым сетям и посредникам предпринято в итоге не было».
Что касается Федерального агентства по рыболовству, то мы напомним размноженную СМИ фразу заместителя руководителя ФАР Петра Савчука: «Но мы все слышим стенания бизнеса по тому или иному поводу. Хватит. Наступили новые времена».
Интересно какие? Раздавить отрасль как клопа-паразита, напитывающегося кровью своих соотечественников, как откровенно намекал на Конгрессе заместитель руководителя ФАР: «Несколько лет назад на президиуме Госсовета при президенте Владимире Путине была поставлена задача максимального обновления флота и более эффективной налоговой отдачи рыбной отрасли. Для достижения цели на законодательном уровне были созданы весьма благоприятные условия, – сказал Савчук. – Однако бизнес консолидировал квоты, а флот остался бэушным. Средняя рентабельность в отрасли достигла 50%, а доля отчисления налогов составляет всего 8% от валового оборота» (Конкурент.ру).
У директора Института повышения конкурентоспособности Алексея Ульянова и на этот счет совершенно иное мнение по поводу «провалов» в рыбной отрасли:
«Странно выглядят и выводы … о «слабом» росте, снижающейся эффективности, отсутствии роста финансовых результатов, провале импортозамещения и т.д. На самом деле выручка в реальном выражении за 2013-2017 гг. выросла в 1,66 раза, улов приближается к 5 млн. тонн (рост за 10 лет более чем двукратный). И это на фоне стагнации в экономике. Рентабельность в 2016 г. выросла до 27%. Отрасль стала экспортно ориентированной – в 2016 г. вывезено продукции на 3,7 млрд. долларов при импорте в 1,4 млрд. долларов. Положительным сальдо в 2,3 млрд. долларов рыбаки вносят свой вклад в поддержание платежного баланса и стабильности курса рубля, что в нынешних непростых условиях очень важно. А доля отечественной рыбной продукции в потреблении составила в 2016 г. 82,7% – по молоку, кстати, самообеспеченность ниже».
По молоку – НИЖЕ!
Но мы, естественно, как и принято в нашей стране, живем под лозунгом: «Всё выше, и выше, и выше…»
А ведь нужно, как правильно оценивает ситуацию Олег Николаевич Кожемяко, жить под другим лозунгом: «Всё ниже, и ниже, и ниже…». Хотя бы по ценам…
Только кто это нам ПОЗВОЛИТ?!!
Но как О. Кожемяко красиво сказал: «А ведь есть хорошие мировые практики, когда уровень конечной стоимости не превышает 25% от цены производителя».
Правда, есть еще и более приятные для нашего российского сердца высказывания: «Самый простой путь вывода рынка из тени - ввести предельную наценку на пути доставки продукции от производителя до розницы, говорят эксперты. Например, в Японии законодательно установлена максимальная надбавка в 2% для каждого торгового звена».
А в любимом нашем Отечестве эта надбавка вырастает (уже после того как рыбаки продали свой улов) на 100, а то и на 200 процентов!
И кто же, как и на бензин, будет в нашей стране опускать эти цены???
Разве существуют в нашей стране еще такие ЛЮДИ? Или такие МЕХАНИЗМЫ? РЫЧАГИ?
Олег Кожемяко считает, что есть: «Для рыбаков продажа её (рыбы – С.В.) по фиксированным ценам не представляет сложности».
Это как понять?
В стране, где невозможно установить фиксированные цены на ГСМ, можно установить фиксированные цены на рыбу? Ту самую рыбу, которую, для того, чтобы ее поймать, нужно выйти на судне, «сжирающем» тонны дорогостоящего ГСМ, в море, а потом еще и доставить эту рыбу на берег?
Конечно, как это принято в нашей лжедемократической стране, рыбака можно «взять за горло» и заставить его даже вместо коровы есть траву и выдавать «на гора» молоко, тем более, что его стране, в отличие от рыбы, действительно не хватает…
И Олег Николаевич, сам прекрасно понимая, что выглядит перед приморской публикой не очень убедительным, все-таки полон новых идей и решимости: «Власть будет находить сети и магазины, давать им определенные льготы, и ситуация начнет меняться».
Слово сказано – ВЛАСТЬ будет…
Но ведь это – ИЛЛЮЗИЯ…
Посреднические звенья, почему их никто и не трогает, созданы не рыбопромышленниками, а теми «государевыми» людьми, которые их и прикрывают (или, на государственном жаргоне, крышуют). И «крышуют» в высших эшелонах государственной власти.
А переводить при этом проблемы рыбной отрасли на «стрелочников» – большого ума не надо…
А вы попробуйте заставить исполнять свой долг перед государством и народом «государевых слуг». А вот тут-то у многих «кишка тонка»… И потому цены на рыбу в родном нашем Отечестве долго еще будут оставаться запредельными.
С. ВАХРИН. «Рыба Камчатского края»
«Рыбак Сахалина» № 41 от 18 октября 2018 г.