Руководителю Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству А. А. КРАЙНЕМУ
Губернатору Сахалинской области А. В. ХОРОШАВИНУ
Председателю Сахалинского рыбохозяйственного совета С. П. КАРЕПКИНУ
В ПОВЕСТКУ дня Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС), намеченного на 28-29 апреля, внесены предложения по корректировке отдельных статей Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству № 272 от 27. 10. 2008 года.
В Правила предполагается добавить новый пункт 17.20, запрещающий в подзонах Восточно-Сахалинской, Западно-Сахалинской, зоне Южно-Курильской при промысле тихоокеанских лососей устанавливать орудия лова на расстоянии менее 3 км в обе стороны от устьев рек, проток озер или заливов лагунного типа, в бассейнах которых расположены лососевые рыбоводные заводы (за исключением вылова при осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации). Фактически устанавливаются 6-километровые зоны под рыбоводные заводы. Обоснование – с целью пропуска производителей тихоокеанских лососей и заполнения ими рек, где находятся лососевые рыбоводные заводы. Инициатор и автор данного обоснования – Самарский В. Г. (письмо директору ФГУП «СахНИРО» Болтневу А. И. от 01. 04. 09 г.). Данные предложения по внесению изменений и дополнений готовились тайно и кулуарно. Более того, руководство департамента по рыболовству администрации Сахалинской области в течение последнего месяца заверяло всю рыбацкую общественность, что всё это слухи, договора на рыбопромысловые участки (РПУ) – это закон, и никто не будет их менять в течение срока их действия.
Полагаем, что рыбохозяйственная наука должна тесно сотрудничать с рыбаками – в этом залог успеха как самой науки, так и рыбаков. В настоящее время, в период финансового и экономического кризиса, с внесением предлагаемых изменений ряд градо- и поселкообразующих предприятий могут прекратить свое существование, что может привести к социальной напряженности среди населения. Виновными в этом будут федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в области рыболовства.
То, что сегодня происходит, инициируется и проводится конкретными людьми при поддержке сверху под определенную группу лиц и компаний с целью узаконить беспредел, который творился в путину 2008 года: операторы, вылов принадлежащей государству кеты безо всяких на то прав и оснований двумя компаниями – без конкурсов и компенсаций расходов государства по разведению этой рыбы. То есть, фактически целевые государственные средства расходовались ФГУ «Сахалинрыбвод» во имя и на благо двух-трех предприятий в ущерб государству. Что это – безвозмездное пожертвование за счет государства? Это уже вопрос к компетентным органам.
Руководители Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства (СКТУ), ФГУ «Сахалинрыбвод» работают на эти компании, используя свое служебное положение в корыстных целях, прикрываются интересами государства.
В 2008 году ФГУ «Сахалинрыбвод» и СКТУ принимали самое прямое участие в том, чтобы производители тихоокеанских лососей не дошли до рыбоводных заводов и не попали на естественные нерестилища.
Оператор – ООО «Дельта» группы «МТЛ-Долинск» – по договорам с ФГУ «Сахалинрыбвод» и с разрешительным билетом перегораживало реку Найба ставными и речными устройствами, изъяв не менее 2 тысяч тонн кеты. И плюс браконьеры не менее 500 тонн. И это на виду у всего Сахалина и с попустительства территориальных органов. Десятки кунгасов, а в иные дни их насчитывалось более 40-50, перекрывали морское устье реки Найба десятками километров сетей.
Как результат, государственные заводы на реке Найба остались без сырца на закладку икры, что недопустимо и чего не было раньше. Икра для закладки завозилась с рыбоводных заводов, расположенных на реках Фирсовка, Таранай, Поронай, а на частный завод «Залом», расположенный на реке Найба, икру для закладки завозили даже с курильских рыбоводных заводов.
В качестве сравнения: на 90 % частных рыбоводных заводов, где порядок поддерживается охраной со стороны пользователей РПУ, сырца на закладку более чем достаточно. А заводы, которые закладывают 10 % своей мощности, – это заводы на реках Ай и Мануй, можно закрыть, и ситуация с подходом лососевых существенно не изменится. При этом необходимо провести экспертизу независимой комиссией рыбоводов и определить, почему эти заводы закладываю 10 % своей мощности, а не лоббировать под них по 6 километров предустьевого пространства.
При чем здесь концевые невода? В договорах РПУ есть пункт 2.4, согласно которому пользователи рыбопромысловыми участками по указаниям ФГУ «Сахалинрыбвод» производят регулирование заходов производителей концевыми неводами.
В случае введения данной нормы у рыбодобывающих предприятий, имеющих в пользовании РПУ, будет изъято более 60 мест постановки орудий лова для добычи (вылова) тихоокеанских лососей, поскольку приоритет в данном случае незаконно будет отдан юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации.
Предприятия, имеющие договора на 20-25 лет на РПУ, потратившие деньги на инфраструктуру производства, холодильники, обеспечивающие работой сотни и сотни человек, будут разорены и закрыты. Таких предприятий в Сахалинской области более двадцати.
Это противоречит действующему законодательству и существенно нарушает права пользователей рыбопромысловыми участками, права местного населения, для которого рыболовство является основой существования и обеспечения жизнедеятельности. Так, статья 14 федерального закона № 166-ФЗ от 20. 12. 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не допускает монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, запрещает органам власти принимать акты и (или) осуществлять действия, заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Во избежание негативных социальных и экономических последствий считаем, что изменения и дополнения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, нарушающие законные права пользователей РПУ и ВБР, принимать нельзя.
А. С. СЕНЬКО – председатель облрыбакколхозсоюза; А. И. ВЕРЕЩАК – президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалинской области» (НКО АРС); К. В. ШУШПАНОВ – вице-президент ассоциации рыбопромышленников Анивского залива (АРАЗ), генеральный директор ООО «Таранай»; В. А. ЛУЦЕНКО – президент ассоциации рыбопромышленников Невельского района (АРНР); А. Н. ШАЛИНИНОВ – председатель Долинской ассоциации рыбопромышленников (ДАР); В. В. СМИРНОВ – председатель ассоциации рыбопромышленников Смирныховского района (АРСР);
С. А. РЕНЖИН – председатель ассоциации рыбопромышленников Поронайского района (АРПР); А. В. СУХОТИН – председатель ассоциации рыбопромышленников Ногликского района;
В. С. РУТВИН – от коллектива рыболовецкого колхоза «Дружба»;
А. И. ШУШПАНОВ – от коллектива рыболовецкого колхоза им. Котовского; В. И. ВЕЛЬМЕСКИН – генеральный директор ЗАО «Пиленга Годо»; В. Д. СЛИВИН – председатель Совета директоров группы компаний ЗАО «Сахалин Лизинг Флот», ООО «Меридиан», рыбколхоз им. Котовского; А. М. ПОПОВ – президент группы компаний «БИНОМ»; Д. В. МАТВЕЕВ – заместитель генерального директора ООО «Таранай».
23 апреля 2009 года.