Заползет ли краб под санкции США?
Новый принцип распределения квот на вылов водных биоресурсов может поставить под удар целую отрасль, которая главным образом нацелена на экспорт.
Исторический принцип распределения квот на вылов краба в России готовятся заменить на аукционы. На первом этапе на торги попадут 50% квот камчатского краба, но в перспективе речь пойдет и о квотах на рыбу. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, доходы государства от предоставления компаниям права пользоваться биоресурсами сейчас невелики. Введением аукционов правительство, очевидно, хочет повысить доходы от отрасли и решить задачу по обновлению рыбопромыслового флота.
Однако эксперты считают, что эффект будет обратным. Аукционы не только не умножат доходы казны, но и убьют крабовую отрасль, которая главным образом ориентирована на экспорт.
Сейчас до 90% крабов, выловленных в российских водах, отправляются за границу. Это одна из самых доходных отраслей рыболовецкого бизнеса, поскольку экспорт краба дает около 20% всей выручки от продажи иностранцам отечественных морепродуктов.
По мнению экспертов, отмена исторического принципа распределения квот и переход на аукционы приведет к переделу отрасли. По словам члена комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Афанасьевой, мелкий и средний бизнес законопроект оставит за бортом: у многих просто не будет денег на участие в аукционах. Победителей торгов будут определять по размеру их капитала. Таким образом, именно крупные игроки, вероятнее всего, получат права на добычу краба на 10 лет.
Как утверждает "МК", главным лоббистом продвижения закона считается Русская рыбопромышленная компания. Раньше, по версии издания, ее интересы распространялись на добычу сельди и минтая, но в последние годы предприятие заинтересовал вылов крабов. В 2017 году они получили право на вылов больше 2,4 тысячи тонн в подзоне «Приморье». Правда, освоили, по данным Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, немногим больше 20% этого объема, отмечает газета.
За счет передачи квот в руки крупных игроков в ближайшие два года правительство рассчитывает получить от отрасли дополнительные 82 млрд рублей. Но эффект может получиться обратным.
Дело в том, что Русской рыбопромышленной компанией владеет Глеб Франк – сын экс-министра транспорта РФ Сергея Франка, который сейчас занимает пост генерального директора «Совкомфлота». По версии издания, совместно с Объединенной судостроительной компанией он готов работать над созданием нового рыболовецкого флота России. Вот только «Объединенная Судостроительная Корпорация» больше четырех лет находится под американскими санкциями. Да и сам «Совкомфлот» тоже может попасть под ограничения со стороны США, поскольку в проекте новых санкций значится, в том числе, судостроительная промышленность России.
Вместе с тем, Глеб Франк приходится зятем бизнесмену Геннадию Тимченко, который с 2014 года числится в персональных санкционных списках США.
Таким образом, если вслед за санкциями к судостроителям ограничения посыпятся на крупных пользователей биоресурсов, Русская рыбопромышленная компания, которую сейчас считают основным претендентом на эту роль, может стать главной мишенью для Вашингтона.
Врезультате внедрения аукционов может случиться, что традиционные компании, которые работали в отрасли, не получат квот и им придется оставить эту нишу. В то время как новые предприятия рискуют оказаться под санкциями, и тогда с продажей краба за границу возникнут проблемы, а казна лишится части налоговых поступлений.
«Конечно, нужен взвешенный анализ рисков попасть под санкции и этим подставить экспортные доходы страны», – считает российский политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов. «В Госдуме, которая все больше становится местом для дискуссий, будет жарко по теме крабовых квот, но надеюсь, что правительство России поставит интересы страны выше частных», – пишет он в своем канале.
В свою очередь политолог Петр Быстров считает, что революция в рыбной отрасли может отразиться и на политической ситуации в России. «В прошлом году несколько кандидатов в губернаторы, в том числе и вполне приличных, стали жертвами пенсионной реформы. В этом году как минимум в двух регионах – на Сахалине и в Мурманске – вновь назначенные врио рискуют стать жертвами затеянной Росрыболовством так называемой «крабовой реформы», – считает он.
По мнению Быстрова, отмена исторического принципа распределения квот грозит крахом значительной части рыболовной отрасли. Без работы останутся жители этих регионов – избиратели вновь назначенных врио губернатора.
«Станут ли они голосовать за кандидатов от «партии власти» или сделают свой выбор в пользу оппозиционеров, предсказать можно, даже не проводя специальных массовых опросов или фокус-групп. Так стоит ли в преддверии очень чувствительных для власти выборов с помощью непродуманных законодательных решений провоцировать очередной всплеск протестного голосования, или уроки пенсионной реформы не пошли впрок?» – пишет политолог на своей странице в Facebook.
Скандалвокруг «крабовой реформы» длится более года. Но только в феврале документ, который вызвал волну протеста в рыболовецкой отрасли, наконец, разместили на официальном портале проектов нормативных актов. В результате его публичного обсуждения, по словам сенатора Афанасьевой, законопроект получил 623 голоса против и только 7 – за (цифры были озвучены незадолго до окончания голосования).
В ходе обсуждения документа на заседании рабочей группы в Совете Федерации сенаторы и представители отрасли указали авторам, что их проект не отвечает на главный вопрос: зачем он нужен? В нем не прописаны критерии эффективности, то есть невозможно понять, что конкретно чиновники хотят получить от его реализации. Кроме того, он не дает понимания, какие объекты предстоит построить победителям аукционов.
Минэкономразвития тоже не поддержало подготовленный Минсельхозом документ.
С. ПЕТРОВ. Росбалт.
«Рыбак Сахалина» № 13 от 4 апреля 2019 г.