Лосось-2019. С подачи СахНИРО работающие в заливе Терпения рыбаки обязаны часто тренироваться
Перед началом очередного заседания областной комиссии по анадромным видам рыб 21 июня у руководителя самого крупного в Поронайске рыбопромышленного предприятия, работающего в заливе Терпения, спросили, набрали ли они людей на путину. «Набрали», отвечает . – Но после того, как услышали о том, что предлагает им сегодня наука, – стали разбегаться.
И это не удивительно, ведь люди хотят работать, а не цедить воду. А то, что , что порекомендовал СахНИРО, в тупик, пожалуй, всех присутствовавших на заседании рыбаков – с таким подходом им в своей практике им ещё не приходилось встречаться.Согласно рекомендациям науки лососёвый промысел в заливе Терпения на участке от мыса Терпения до мыса Соймонова должен начаться 15 июля. Но уже через пару дней, а именно – с нуля часов 17 июля, согласно рекомендациям того же самого СахНИРО в этом самом районе должен начаться период пропуска производителей тихоокеанских лососей к местам воспроизводства – с интервалом: трое суток пропуска – четверо суток промысла. Естественно, делается это, говорится в рекомендациях СахНИРО, с целью заполнения нерестовых площадейп роизводителями тихоокеанских лососей в данном районе. За много недель до реального хода лосося предсказать, каков будет заход рыбы в реку Поронай и насколько будут заполнены к 17 июля её нерестовые площади, – для этого надо обладать даром ясновидения знаменитой Вангии Вольфа Мессинга вместе взятых. Сомневаюсь, что в нашем отраслевом институте имеются такие уникальные личности. Так что тогда представляют насамом деле рекомендации СахНИРОе? Считаю, что это не более чем профанация, попытка прикрыть в случае чего своё заднее место, если нерестовые площади действительно будут слабо заполнены : дескать, мы предлагали, мы рекомендовали, но нас не послушали. В общем, обычная перестраховка, не имеющая ничего общего с реальной обстановкой. Но она заставляет рыбаков бесцельно цедить воду. Никто не знает, каков будет ход лосося того же 17 июля, когда рыбакам предстоит зашить ловушки ставных неводов и поднять центральные крылья на расстоянии не менее ста метров от берега. Может быть, в этот день будет шторм, но рыбаки, согласно рекомендациям сидящих в тиши кабинетов учёных СахНИРО, вынуждены будут ¸подвергая свою жизнь опасности, выходить в море, чтобы исполнить предписание. А попробуй этого не сделать? Тут же появятся пограничники, которые в своё время добились для себя права охранять водно-биологические ресурсы, зафиксируют неисполнение принятого решения со всеми втекающими последствиями в виде протоколов, судебных разбирательств¸штрафов и т.д. Потому рыбаков ожидает нелёгкая жизнь – регулярно, через каждые четверо суток промысла тренироваться в зашивке ловушек, поднятии крыльев неводов. Работёнка, кто знает, не из приятных.
Проходные дни¸считают добросовестные рыбопромышленники, мера нужная, но их надо вводить по факту. Какие могут быть проходные дни в начале промысла? Но анадромная комиссия в своих решениях должна руководствоваться рекомендациями науки. Поэтому решение большинством голосов ( 6 - «за», 5- «против» ) было принято.
Я всё понимаю: наука должна заботиться о сохранении водно-биологических ресурсов. Но не даёт покоя ехидненький вопросик: а для кого сохранять? Для медведей? Они, несомненно, всё сожрут, что рыбаки пропустят в реки. Если браконьеры, конечно, не сумеют их опередить, что вполне реально при нашей системе охраны ВБР и при нынешнихматериальных и правовых возможностях сотрудников рыбоохраны. Руководители нашего СахНИРО во все времена не уставали и не устают говорить, что их главная задача – сохранение водно-биологических ресурсов. Может, я и ошибаюсь, но, на мой взгляд, задача любого отраслевого института, и нашего, в том числе, – максимально способствовать выполнению стоящих перед отраслью задач. В данном случае – увеличению вылова рыбы при сохранении необходимого людям биоресурса и на будущие времена. Но мне кажется, что СахНИРО в какой-то степени превращается с подобным ограничительным подходом в академический биологический институт, который работает под пристальным вниманием так называемых защитников природы, псевдоэкологов¸которым жалко каждую тварь а посмотрите¸какие у неё глазки!.А какой красивый хвостик! (сейчас эти защитники природы горой встали на защиту косаток и прочих нерп– не сметь их отлавливать для нужд человека! Для изготовления, например, пользовавшихся ранее хорошим спросом консервов из мяса морзверя.).
А это ничего, что они, косатки, уничтожили практически всю популяцию чёрного палтуса? – оказывается, это их любимая еда.Так я тоже люблю этого палтуса – вкусен он¸знаете ли. Но псевдоэкологи говорят мне и другим представителям рода человеческого, что им косатки важнее¸они такие красивые! Если так пойдёт дальше, то экологи вскоре будут осуждать нас за то, что мы раздавили клопа, таракана или саранчу – они тоже имеют право на жизнь.
Считаю, что при любом ограничении промысла следует думать не только о том¸ что мы получим от этого¸ но и что потеряем. Вспоминаю, как, как несколько лет назад по настоянию анивчан¸ решивших почему-то, что работающие на участке от мыса Свободный до мыса Анива рыбаки перехватывают идущий в залив Анива лосось, из-за чего нерестилища местных рек не заполнены производителями, на этом участке был закрыт промысел.
Спустя несколько дней представители пограничников и природоохранный прокурор проехали на катере вдоль этого побережья, чтобы определить тех, кто не выполнил решение комиссии и не снял невода. А ещё через неделю этот путь совершил и я. И вблизи устья каждого ручья увидел горы поротой рыбы: в отсутствие рыбаков здесь стали хозяйничать браконьеры. О том¸ сколько рыбы пришло в Анивский залив на нерестилища,можно только догадываться. Скорее всего, ноль целых ноль десятых.
А ведь какие прекрасные были у науки намерения – заполнить нерестилища. Но не сложилось.
Кстати, рыбопромышленники, имеющие на этом побережье промысловые участки¸ до сих пор не знают, когда они начнут здесь работать и будут ли рыбачить вообще: наука по этому поводу молчит. А время идет. И подобное молчание рыбаков не радует – наука явно не готова к новой путине и не знает, что сказать.. Зато установить ничем не обоснованные ограничения в виде пропускных дней,/ всегда готова.
Вопрос: кто от этого выиграет?
Мне почему-то кажется, что отнюдь не законопослушные профессиональные рыбак, не отрасль и не область.
А численность медведей, о которых пекутся наши защитники природы, надо регулировать. Но это дело не рыбаков.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 25 от 27 июня 2019 г.