Друг Абэ позвонил другу Путину…
Версия – это¸ естественно, не факт. Версия ничего не утверждает, а только предполагает, что какая-то ситуация (обычно. конфликтная) могла возникнуть в силу тех или иных причин, которые автору кажутся важными. Предположения эти могут быть верными¸ могут быть неверными, но они заслуживают того,¸чтобы быть обнародованными – раз они вдруг отчего-то появились.
Довольно регулярнопосещаю заседания областной комиссии по анадромным видам рыб. Как и в прежние годы, на них рассматриваются и решаются важные вопросы лососёвого промысла.Вместо слова «важные» написал вначале «злободневные»,но потом осёкся. Разве можно назвать злободневным вопрос об установлении проходных дней ещё до начала подходов рыбы, когда неизвестно, что будет происходить на реальном промысле?Считаю, что нельзя, и большинство рыбаков, судя по их реакции на предложения директора СахНИРО, придерживаются такого же мнения.
Необходимость введения проходных дней, когда прекращается промысел, наш отраслевой институт мотивирует тем, что надо заполнить нерестилища. Кто бы против заполнения выступал! Таких нет. Но то, каким образом это предлагается рыбакам сделать, вызывает у них чувство противления. А если, например, к тому времени, когда начнут действовать дни пропуска, нерестилища будут уже заполнены, и лосось начнёт перекапывать бугры с заложенной ранее икрой?
А если в намеченный за два месяца до начала путины проходной день будет свирепый шторм? Рыбаки по воле науки отправятся на верную гибель, чтобы зашить ловушки? Сомнительное¸ надо сказать.¸решение, утверждённое, тем более, головным институтом ВНИРО, предлагает наш СахНИРО.
Большинство рыбаков против, но наука настойчиво пробивает это решение якобы в целях заполнения нерестилищ производителями.По-другому, дескать, никак нельзя. Поэтому, видимо, так долго не разрешал институт начинать в том же заливе Терпения промысел летней кеты, хотя браконьеры, уже давно добывают её и успешно продают на рынках и в магазинах.
Любопытным в этом отношении было последнее заседание анадромной комиссии¸ состоявшееся 18 июля.
Ранее рыбопромышленники несколько раз просили СахНИРО определиться с промыслом на участке от мыса Свободный до мыса Анива – будут открывать или нет. Рыбакам требовалась определённость. 12 июля наука внесла на рассмотрение комиссии вопрос о проведении на этом участке промысла горбуши с 25 июля по 5 сентября.А следующим же пунктом СахНИРО вносит предложение установить на этом участке с нуля часов 29 июля проходные дни с интервалом трое суток пропуска – четверо суток промысла.Декларируемая цель –снижение промысловой нагрузи на запасы горбуши и обеспечение заполнения нерестовых площадей рек производителями горбуши.
Жаль только¸ что не прозвучали названия рек, чьи нерестовые площади следует заполнить производителями, промысел которых намечается прекратить.
Я тоже не знаю названий этих рек. Потому что звучат они, скорее всего¸ и по-японски и находятся вовсе не на Сахалине.
Вот так! Насколько мне известно, пропущенная нашими рыбаками горбуша в большинстве своём прямым ходом пойдёт в Японию – об этом наша газета, ссылаясь на данные научных исследований¸ писала не раз.Ещё одним подтверждением этому может служить ситуация, которая произошла в августе 2002 года. В тот год в компании «Тунайча» работали два японских технолога.И вдруг промысел горбуши в заливе Мордвинова внезапно прекратился – не помню уже¸ из-за чего конкретно. То ли шторм порвал невода, то ли наука решила прекратить добычу рыбы, точно так же, как и сейчас, якобы заботясь о заполнении нерестилищ.
Наши рыбаки остались без уловов. В это время работающих в «Тунайче» японцев срочно отзывают на родину. Оказывается¸ к японским берегам подошли огромные косяки горбуши, и там уже взяли более 20 тысяч тонн. Это та рыба¸ которую могли бы выловить сахалинские рыбаки. Но не случилось этого ни в заливе Мордвинова и дальше на юг¸ ни в заливе Анива, Кто-то когда-то убедил анивских рыбаков, что горбуша вдоль побережья от мыса Свободного до мыса Анива идёт прямиком к ним и нерестится в их реках. Несколько лет назад на этом участке было произведено мечение горбуши. На 500 экземплярах были прикреплены метки. И когда на следующий день одну метку вдруг обнаружили на перерабатывающем предприятии в Анивском районе, восторгу не было предела – мол, нашу рыбу перехватывают в Корсаковском районе. Но восторг быстро сменился разочарованием. Оказывается, некоторые анивские рыбопромышленники возили уловы на переработку именно с участка от мыса до мыса, и метка попала вместе с горбушей, которая после мечения никуда не пошла и была там же поймана . Да и то. если здраво рассудить: с какой скоростью должна плыть горбуша. чтобы на другой же день оказаться в десятках¸ если не в сотнях километрах от места её мечения!
Ну а теперь о моей версии происходящего (то есть повального введения пропускных дней во всех районах промысла задолго до его начала¸ чего никогда раньше на Сахалине не было). Она кому-то может показаться смешной или дикой, но тоже имеет право на существование, как и версии директора СахНИРО.
В последнее время много говорится о совместной деятельности России и Японии на Южных Курилах. Конечно, Сахалин – не Курилы, но ведь область-то одна и при желании (в целях «расширения или «укрепления» чего-то там какими-то нюансами можно пренебречь.Тем более что никто пока конкретно не знает и не определил, что представляет эта совместная деятельность и каким образом она выгодна обеим сторонам? А теперь представим, что «условный Абэ» ( для реального это слишком мелко) позвонит «условному Путину»и попросит его оказать содействие в том, чтобы пропустить к японским берегам побольше горбуши.
Понятно, что не премьерское и не президентское это дело вести подобные мелкие переговоры. Но допустим, что звонок из Японии с подобной просьбой принял в Москве какой-то наш человек, имеющий вес и возможность помочь южному соседу. Выход находится мгновенно – прекратить отечественный промысел на путях миграции нашей горбуши на юг.Без науки это не пройдёт, поэтому оформляются соответствующие бумаги, акты, и вводятся проходные дни. На первый взгляд, очень благое и правильное решение. Но это только на первый взгляд – о настоящей цели его я уже предположил выше
Доводит принятое решение до членов анадромной комиссии, естественно¸ отраслевой институт, в данном случае – СахНИРО, который стал филиалом ВНИРО. И если звонок от южных соседей приняли в головном институте (или ему было поручено разобраться с проблемой)¸ то она будет решена в рабочем порядке под маркой сохранения водно-биологических ресурсов и настолько красиво, что никто ни о чём не догадается..
Что, такого не может быть? Может, может. У нас в стране и не такое проворачивали.
Вот какие грустные мысли возникли у меня в связи с неубедительными предложениями науки о введении пропускных дней задолго до открытия промысла.
Мы ещё не знаем, что думают по этому поводу сами рыбаки, которых наука загнала в такую непонятную и неприятную ситуацию, не предоставив им достойного и ясного обоснования решения о подобных днях пропуска. Но ясно, что веры в честность и беспристрастность рыбохозяйственной науки это не добавило.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 29 от 25 июля 2019 г.