АРС: деятельность одобрена
2 октября 2009 года прошло общее собрание самой крупной в рыбохозяйственном комплексе области ассоциации – Ассоциации рыбопромышленников Сахалина.
АРС создан в 1993 году по инициативе сорока предприятий отрасли. До 2003 года в него входили 115 предприятий. Навязанные рыбакам аукционы – спасибо правительству! – привели к банкротству многих из них. В результате на 1 октября 2009 года АРС включал 31 предприятие.
Но, несмотря на снижение количества участников, деятельность этой некоммерческой организации по-прежнему заметна и определяется изначально установленными целями и задачами – представление и защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса отрасли.
Выступивший с отчетом о деятельности организации президент АРС Александр Иванович Верещак напомнил собравшимся, что НКО АРС и его представители являются членами и участниками различных объединений – как общественных, так и государственных. В частности, ВАРПЭ, ассоциации рыбопромышленников Дальнего Востока, Консультативного совета при Сахалинской областной прокуратуре, Консультативного совета при Сахалинском управлении Федеральной антимонопольной службы, Консультативного совета при Дальневосточном таможенном управлении, Совета по вопросам малого и среднего бизнеса при Росрыболовстве. В августе 2009 года заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Федеральным агентством по рыболовству. Таким образом, Ассоциация рыбопромышленников Сахалина пользуется и доверием, и влиянием.
АРС, как и любая другая ассоциация, выступает в первую очередь в защиту интересов своих ассоциантов. Но поскольку их интересы как субъектов бизнеса практически не отличаются от интересов других рыбопромышленников, то получается, что те, другие, не входящие в ассоциацию и не уплачивающие, естественно, взносы, также пользуются плодами деятельности АРСа. На халяву, так сказать.
Да, а что это за плоды деятельности? Вот некоторые из них. Не обессудьте за сухое и скупое перечисление, но для законопослушных рыбаков подобный перечень – слаще шоколада. Каждая фраза – это решенная в его пользу проблема. Итак. Сняты, например, ограничения по минимальному обеспечению лимитами на вылов лососевых для выставления ставного невода. Места постановки орудий лова определялись в районах с учетом мнений рыбопромышленников. Сняты предложения по постановке концевых ставных неводов операторами ЛРЗ: приоритет оставлен за пользователями. Проведены совещания (они же и организованы АРСом) с другими ассоциациями и группами рыбопромышленников по обсуждению нашумевших предложений Сахалинрыбвода и Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства – в результате массированных скоординированных действий рыбаков и общественности данные предложения, грозившие рыбакам немалыми бедами и разорением, были на ДВНПС сняты с обсуждения. Участие в совместных совещаниях ассоциаций позволило сплотить рыбопромышленников в выработке единых подходов в вопросах рыбохозяйственной деятельности.
В путину 2009 года были реализованы многие предложения, инициированные НКО АРС и рыбопромышленниками области.
Впервые с 1999 года квоты на промысел лосося перестали утверждаться правительством в качестве ОДУ – это упростило их корректировку и значительно повысило оперативное управление промыслом.
На Сахалине, в единственном регионе Дальнего Востока, рыбаки при поддержке администрации области смогли реализовать свое право на проведение путины по заявочному принципу – и это несмотря на откровенное давление и противодействие Росрыболовства и подчиненных ему структур. Реализация заявочного принципа во многом способствовала тому, что рыбаки перестали скрывать уловы, и это в значительной мере нашло отражение в рекордном вылове лосося. Изъятие горбуши из нерестовых рек происходило под контролем областной комиссии по анадромным видам рыб и общественных объединений и организаций. В результате значительно снизилось количество необоснованных рекомендаций по вылову горбуши из нерестовых рек, они нормально заполнились. Выловом горбуши из нерестовых рек занимались не так называемые операторы, непонятно по какому принципу набиравшимися Сахалинрыбводом и СКТУ, а пользователи рыбопромысловых участков. В 2009 году фактически не применялось такое понятие, как концевые невода рыбоводных заводов, когда на участке пользователя и без его согласия выставляли невода организации, заключившие договоры с ЛРЗ.
Конечно, перечисленное – это только незначительная часть дел, в успешном решении которых принимали участие Ассоциация рыбопромышленников Сахалина и его ассоцианты. Деятельность АРСа лишена внешнего блеска, далека от митинговщины. Она буднична и рутинна – анализ, расчет, взаимодействие с органами власти, умение слушать и слышать. Но это очень нужная работа. Не будь подобных общественных организаций, неизвестно еще, существовала бы российская рыбная отрасль в Сахалинской области.
Выступив с отчетом ассоциации, президент АРСа А. И. Верещак подал в отставку: он уезжает на материк на постоянное место жительства.
Ассоциация, одобрив деятельность НКО АРС за отчетный период, избрали совет ассоциации и нового президента. Президентом Ассоциации рыбопромышленников Сахалина единогласно избран президент группы компаний «Бином» Александр Матвеевич ПОПОВ.