У нас одна земля. И бассейн один
15 декабря 2009 года Анивскому бассейновому совету (АБС), о деятельности которого «Рыбак Сахалина» подробно писал в номере за 26 ноября, исполнилось 2 года. Дата, конечно, не юбилейная. Но в наше нестабильное время, когда рушатся, не успев претвориться в жизнь, многие инициативы, это уже вполне приличный срок. Тем более если за это время удалось сделать немало доброго и полезного. О работе бассейнового совета, о перспективах деятельности рассказывает его координатор С. С. Макеев.
- Сергей Степанович, давайте возвратимся к истокам. Как пришла идея создания Анивского бассейнового совета? Ведь ничего подобного нигде у нас не было.
- Форма работы это не новая, в мире она берет начало примерно с середины 30-х годов прошлого века, когда в развитых странах началось активное использование энергии рек для получения электроэнергии. Развитие гидроэнергетики одновременно привело к возникновению различных экологических проблем, и их надо было решать. Ведь течение рек не ограничивается какой-то определенной территорией: они пересекают границы районов, областей, государств, которые находятся в бассейне одной и той же реки, и все эти территориальные образования так или иначе влияют на нее. И вот люди решили сесть за общий стол переговоров – притом, не только властные структуры, но, в первую очередь, представители всех секторов общества. Бассейновый совет – это удивительная форма организации: в его работе участвуют разные люди, но объединенные одним бассейном реки. Они видят проблемы, сообща решают, как их преодолеть, ищут финансирование и контролируют исполнение проекта.
В России эта идея была не очень популярной – может быть, потому, что всё решало государство. В постсоветский период взгляды также не изменились.
Но в последнем варианте Водного кодекса появилась статья, которая позволяет разделить всю территорию страны на несколько очень крупных групп рек, бассейнов. Остров Сахалин попал почему-то в бассейн реки Амур. Получается, что бассейновый совет в таком случае должен находиться в Хабаровске. Но у нас остров, у нас свои, отличные от материковских, проблемы.
Тогда мы решили испробовать форму подобного совета в бассейне рек, протекающих в одном районе: собрать воедино для решения общих вопросов разные силы: и представителей федеральных органов, и муниципалитета, и общественности, и науки и посадить их за один стол.
И произошло удивительное. Считается, что Россия в плане развития гражданского общества плетется где-то на задворках. Но идея, к нашей радости, нашла очень хорошую поддержку. Люди в районах – имею в виду прежде всего наш Анивский – готовы были к тому, чтобы кто-то пришел и повел их делать, скажем так, добрые дела. И мы решили сделать подобную организации при муниципальном образовании – для придания веса, так сказать. Мэр городского округа Н. И. Петров нас поддержал, своим постановлением утвердил Анивский бассейновый совет и положение о нем – в целях сохранения популяций тихоокеанских лососевых, водных биологических ресурсов и мест их обитания, расположенных на территории муниципального образования. Произошло это событие 2 июля 2008 года.
- Сергей Степанович, вы всё время говорите – «Мы». Кто эти «мы»? У кого возникла идея? И еще. Если АБС утвержден официально 2 июля, то почему днем его создания считается 15 декабря?
- Идея возникла у меня. Мне нравится делать то, что не делал на Сахалине еще никто. Появилась мысль создать организацию нового для нас типа. В других странах, повторюсь, подобные советы действуют уже давно. Будут ли они работоспособны в наших условиях? Это не та организация, которая собирает гранты и живет на них.
Провели маленькое анкетирование, и на первое собрание 15 декабря 2007 года пришли 13 заинтересованных, легких на подъем людей, готовых работать сообща на общее дело в свободное от основной работы время. Эти 13 человек – инициативная группа – и вошли в состав первого бассейнового совета. Создание Анивского бассовета произошло при поддержке АНО «Сахалинская лососевая инициатива», и теперь мы работаем по ее проекту.
Мы собирались один раз в месяц, я готовил какие-то презентации, приглашал экспертов на обсуждение острых водных тем, показывали слайды, планировали шаг за шагом нашу деятельность, определяли болевые точки и пути их устранения. Писали письма, решали локальные проблемы. Никакого финансирования, понятно, не было.
Потом, спустя полгода, с наработками пошли к мэру. Он поддержал нас.
Создание бассейнового совета очень удачно совпало с тем, что АНО «Сахалинская лососевая инициатива» объявила о проекте создания лососевых советов. Сначала мы образовались как совет бассейновый, как это делается во всем мире, а СЛИ предложила только ЛОСОСЕВЫЙ совет – в каждом районе свой. И мы аккуратно вписались в эту схему – Анивский бассейновый лососевый совет. И правильно, ведь сохранение популяций дикого лосося – самая главная наша проблема.
Два года мы работаем при поддержке АНО «Сахалинская лососевая инициатива». И я, все мы очень благодарны ей за постоянную помощь в реализации наших проектов и идей, в том числе и в финансировании.
А еще мы очень благодарны международному сообществу, давшему нам бесценный опыт работы – бассейновые советы имеются и во Франции, и в США, и в Канаде…
- Вы были во всех этих странах?
- Нет. Но я слежу за литературой, читаю, многое нахожу в Интернете. Опыт в мире есть, его просто надо взять и умело адаптировать к нашим условиям. Что-то, правда, сходу не получается, например, с контролем качества воды. Но это та проблема, которую мы сообща будем решать.
- Каковы ваши планы на ближайшее время?
- Их очень много. Одна из важнейших, например, – эрозия на реках. Мы сплавлялись по Лютоге и Таранаю, в сумме получилось 115 километров пути, и я подсчитал, что почти 10 процентов берегов подвержены эрозиям. А они дают огромное количество взвеси, мути, которые не позволяют хорошо развиваться лососю и тем самым наносят естественному воспроизводству колоссальный ущерб. И контролировать эту эрозию никто не собирается. А почему бы и не взяться? Имеются хорошие методы борьбы с эрозиями берегов, и мы хотим внедрять их в российскую практику, создать в Анивском районе какой-то полигон для их внедрения. Для этого проекта мы нашли поддержку в форме научного участия в одной из лабораторий ВНИРО. Будем вместе с ней делать руководящие документы по внедрению методов восстановления рек в качестве рыбохозяйственной мелиорации.
Большие планы у нас по решению проблемы кульвертов – водопропускных сооружений. Мы, может, впервые на Сахалине, обеспокоились этим вопросом. Американцы водопропускным сооружениям уделяют огромное внимание, а мы – нет: течет ручей – и пусть себе течет. А может ли сима или молодь свободно продвигаться по этим кульвертам – попробуй запрыгнуть в трубу, отстоящую порой от земли на метр, – дело десятое.
Это как раз те темы, которые стоят, так сказать, на стыке ведомств, зон ответственности или вообще выпадают из поля зрения, и их невозможно решить никакой другой организации, кроме как объединяющему разные силы бассейновому совету при финансовой поддержке Сахалинской лососевой инициативы и спонсоров, которые благосклонно посмотрели на эту проблему.
Мы всегда смотрим вперед. И, определяя развитие бассейнового совета, считаю, что он должен быть именно бассейновым советом.
- Не понял. Вы же и есть бассейновый совет…
- Лютога, например, протекает не только в Анивском, но и в Холмском районе, который также поэтому находится в бассейне Лютоги. В Анивский залив впадают реки, протекающие по территории нашего, а также Холмского, Корсаковского районов и даже Южно-Сахалинска: имею в виду наиболее проблемную реку юга Сахалина Сусую – она и крупная, и бывшая лососевая. Вот мне и хочется решать проблемы более широко, с истинно бассейновым подходом, не ограничиваясь только реками нашего района, который только часть этого бассейна. Знаю, что у компании «Сахалинская энергия», важнейшего спонсора, который дает деньги на лососевые проекты, был проект по созданию какого-то партнерства в бассейне Анивского залива. Почему бы нам не соединить свои усилия в этом? Имеется работающий Анивский бассовет, имеется «Сахалинская энергия» со своим проектом, создать бы еще южносахалинский (в городе собраны лучшие научные силы) и корсаковский советы и всем вместе трудиться над проблемами, которые существуют и в заливе, и на реках! Тогда бы вопросы решались в комплексе и более энергично и эффективно.
- Такое стремление объединить усилия для общего дела можно только приветствовать. Успехов вам в дальнейшей работе! А пока, Сергей Степанович, хочу поздравить Анивский бассейновый совет с двухлетием успешной работы. Уверен, что мы еще не раз напишем о нем.