Газета "Рыбак Сахалина"
11 марта 2010 года

Обзор недели

От какой рыбы произошел человек?

В прошедшую предпраздничную неделю (с понедельника 1 по воскресенье 7 марта) подавляющее большинство рыбацкого народа продолжало охотиться за корюшкой-зубаткой. На юге Сахалина основным местом этой рыбалки стало охотское побережье от одноименного села до мыса Свободного. Если учесть, что в прошлом году уже к середине марта тут оставались только огрызки морского припая, то нынче ледовая обстановка пока благоволит рыбакам, позволяя уходить от берега на несколько километров (на сколько именно – зависит от степени их благоразумия).

О событиях понедельника можно судить по такому интернет-сообщению (здесь и далее с сайта www.sakhriver.ru): «Машину бросил, не доехав приблизительно 1 км до ворот рыбцеха на Свободном. С 9 до 16 часов облазил всю акваторию – примерно 3 км от берега отходил, назад шел – ловил почти до берега. Поймал три десятка наважек и пару зубарей. Испытал весь арсенал снастей – крючки красные, зеленые, белые, мохер желтый и зеленый, иглы, дворники. Короче – тишина. Народу – мало. Льда – навалом, идти легко… Обратно еду, спрашиваю у выходящих со льда на 2-м км: ну как? А в ответ – нормально, по 70, по 100, по 150 зубарей взяли. И какого рожна я поперся на Свободный?.. В районе базы «Тунайчи» наблюдал идущих к берегу рыбаков, весело помахивающих пустыми ведрами».

Во вторник эпицентр корюшковой баталии находился между Охотским и «Ликнаром» (рыбцех этого предприятия служит для рыбаков ориентиром). «Второй километр. С 9 до 14 часов 33 зубаря. Удаление по GPS 2,2 км. Лед как асфальт». Негусто. Кто больше? «Друзья вернулись с рыбалки, были на втором км, уходили на 2 – 2,5 км. С утра ловилась отлично, потом штучно поклевывала. Ловили на иглы. Итог: с 8 до 16 по сотне поймали». Это уже что-то. «Был в Охотске на 2-м км с 8 до 15 на удалении от берега 3 км (по GPS), глубина примерно 23 м. Рыба есть, но нужно искать. Хорошо ловилась до 11-30. В результате 140 штук». Недурно! «Сегодня с 7 до 12, второй км. С утра брала как ошалевшая, потом небольшой перерыв, и начала клевать в другом месте поблизости, к обеду ловилась вяло. Уходил далеко. Брала на салатовый мохер и крючки с длинным цевьем. Итог – 164 отборного зубаря». У кого еще больше? «На 3-м км с утра до 16 часов 230 штук огурца. Удалялись от берега не более 2 км. На иглы плоховато брала, а вот на шестерку кованую с длинным прямым цевьем – результат. Рыбалка началась!». И, наконец, интернет-рекорд побережья: «3 км от Охотска, от берега 2,5 – 3 км, ловил на блесна самодельного производства, глубина не меньше 20 м. Точно не считал, но 300 наверняка есть».

Характерная особенность сезона: если вчера в этом районе корюшка ловилась сотнями, то сегодня (по информации директора стадиона) ее здесь не будет. Почти. Что и подтвердилось в среду: «В очередной раз убедился, что человек произошел от рыбы – любит сбиваться в косяки. Вот и я примкнул к огромной стае рыбаков в районе между 2 и 3 км. Ловил от рассвета до заката. Удаление 2 – 2,5 км. Знакомая песня: 1 зубарь – 15 наваг. Рыбачил на красные и белые крючки с желтым и зеленым мохером. Итог дня: 20 зубатки и много наваги».

В четверг решил лично проверить обстановку на ледовых просторах, пригласив с собой соседа Артура. Рыбачили с утра напротив «Ликнара» (5,2 км от моста по дороге и примерно 2 км в море от берега). Только пробурились – сразу пошла крупная корюшка, я поймал 12 штук и всего три наваги. Потом соотношение стало меняться в пользу последней при затухании клева вообще. В результате к обеду 44 зубатки и 68 наваг. Артур обследовал дальние тони, но вернулся, не найдя ничего лучшего (везде господствовала она самая – eleginus grasilis). Расчет на то, что по приливу промысловая ситуация изменится, не оправдался наиобиднейшим образом – рыба совсем ушла от наших лунок. Кстати, учитывая, что зубатка сейчас кормится молодью тихоокеанской песчанки, я успел опробовать длинную (10 см) узкую серебристую блесну, напоминающую эту рыбку. Именно на нее и клюнул самый большой экземпляр из моего улова (на фото). Хотя убедиться в преимуществах такой снасти по сравнению с гирляндой, к сожалению, не удалось.

Планы на пятницу многим рыбакам испортила метель, особенно сильная на побережье. «У меня товарищ сегодня приехал с Охотска. Говорит, света белого не видно – рыбачить не стал». Мало того, снегом занесло главную рыбацкую дорогу, что создало массу проблем и на следующий день – в субботу. «Были сегодня у «Ликнара», удаление от берега 3,5 км, глубина 23 м – 5 корюшек и 10 наваг. Народ сидел там же на удалении 5 км, ловили повеселее (до сотни зубра). Дорога нечищена, только для джипов колея. На обратном пути «крузаки» застревали. «Пузатерки» лишь до Охотского доезжали». Вот еще одно свидетельство: «Рыбалка была с приключениями – вместо удочек в ходу оказались лопаты. Остановились в Охотске, поскольку дальше пробка образовалась. Ушли от берега на 3,5 км, с 9 до 11-30 поймал 30 зубарей (один к одному гиганты, набитые икрой самки). От ветра и холода спасала только «она». В 13 часов решили идти обратно, потому что берега уже не было видно. На лед заходили возле автобусной остановки, а вышли на 3-й км примерно. Обнаружили полное отсутствие дороги и застрявший «ленд». Откапывали и толкали его километр…».

К воскресенью дорогу «утоптали» внедорожниками, правда, в одну колею. Но проезд до «Ликнара», не без мата и нервотрепки, стал возможен. Чем и воспользовалась накануне женского праздника масса не только мужчин. Потому что именно в этом месте на удалении 5 – 7 километров уже несколько дней держался плотный косяк зубатки. «Удаление» на снегоходе стоит 500 рублей с рыбацкого носа, возвращение – тоже. Себестоимость отдельной взятой корюшки тем больше, чем меньше ты ее поймал. Однако наш брат рыбак исповедует далеко не рыночный принцип – «мы за ценой не постоим». К тому же уловы наиболее удачливых и мобильных корюшатников – не за одну сотню отборного зубаря – компенсировали любые издержки. Плюс солнечный день, проведенный на свежем воздухе.

Завершу перечнем из своего дневника названий культовой рыбы, за которой мы охотимся, не покладая рук и ног. Итак, корюшка зубатая азиатская (osmerus dentex): крюх, корюх, корюхан, корефан, огурец, зубарь, зубарик, зубарёк, зубрило, зубастик, зубастый, зубр, зубарелло, забарелус… Наверняка, я услышал и записал не все. Ни у одной другой сахалинской рыбы нет столько «имен». Может, человек произошел от корюшки-зубатки?…