Жизнь призвала к объединению
Х собрание уполномоченных представителей трудовых коллективов ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» обсудило немало важных для колхозной рыболовецкой системы вопросов.
Они звучали и в докладе председателя правления АСРКС С. А. Сенько, и в выступлениях в прениях.
Упор, по традиции, был сделан на болевые точки, хотя в жизни хозяйств ассоциации за последнее время, несмотря на все сложности, проявилось немало перемен к лучшему. Можно сказать, что поднялся с колен на ноги, встал в полный рост рыболовецкий колхоз имени Кирова, над которым еще каких-то три года назад висел дамоклов меч ликвидации. Здесь в принципе поменялся подход как к промыслу, так и к технологии обработки рыбы. Реконструирован (а фактически построен заново) рыбоперерабатывающий комплекс производительностью 200 тонн в сутки, ведется строительство консервного цеха. Предприятие уверенно смотрит в будущее, решая одновременно и социальную составляющую села Озерского.
Существенные изменения в лучшую сторону произошли в рыбколхозе «Красная Заря». Хозяйство не имеет долгов перед кредиторами, своевременно платит налоги, увеличилась здесь и заработная плата. Запущен цех обработки в селе Некрасовке. Своевременно и профессионально организуется промысел рыбы. На ее добыче и обработке занято местное население, до 50 процентов его – это представители малочисленных коренных народностей Севера.
Курс на расширение обработки и модернизацию технологического процесса взят в рыбколхозе имени Котовского. Приобретена высокопроизводительная японская машина по разделке лососевых, на дефростированном сырье успешно проведены ее испытания.
Если говорить в целом о месте ассоциации в рыбопромышленном комплексе области, то она сейчас, несомненно, находится на лидирующей позиции.
Но, отдавая должное работе предприятий ассоциаций в наше непростое и весьма двойственное время, когда красивые и правильные внешне слова столичных рыбацких чиновников на деле оборачиваются еще большим прессингом на рыбаков, главным за отчетный период я считаю не объемы выловленной рыбы и изготовленной продукции, хотя именно от этого зависит в конечном итоге благополучие предприятий и благосостояние людей, а то, что ассоциация как общественная организация не только живет и действует, но и становится притягательной. Это одна из немногих, если не единственная ассоциация области, которая выросла не только качественно, но и количественно, что, правда, взаимосвязано: больше «штыков» – успешнее наступление. Росту рядов ассоциации, думаю, весьма поспособствовала и непонятная деятельность Росрыболовства: противостоять давлению «штаба отрасли» можно только сообща – поодиночке раздавят. Только за отчетный период, всего за один год, в АСРКС вступили семь рыбацких коллективов. Всеми своими предприятия вступила в ассоциацию колхозников ассоциация рыбопромышленников Макаровского района, возглавляемая Г. А. Сафроновой. О своем решении макаровцы не пожалели. Как сказала в своем выступлении на собрании уполномоченных Галина Алексеевна, «совместная работа сложилась. На все вопросы мы получали от АСРКС обстоятельные ответы, во время лососевой путины нам была оказана всесторонняя информационная помощь».
Несколько лет назад, помнится, в силу тех или иных причин ассоциация переживала, так сказать, период полураспада, о чем писал и «Рыбак Сахалина». Но в руководство пришли новые, здоровые силы, и ассоциация, шаг за шагом, стала наращивать обороты и превратилась в общественную организацию, имеющую большой вес и влияние, активно отстаивая интересы не только своих членов, но и всего рыбопромышленного комплекса области и на местном, и на федеральном уровне. Видимо, последнее обстоятельство не очень понравилось столичным руководителям от рыбы, насаждающим свое понимание задач отрасли. В результате Росрыболовство, издав приказ об утверждении нового состава областной комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, явочным порядком, без какого-либо согласования с правительством Сахалинской области вывело из нее председателя правления АСРКС: власти, как я понимаю, нужны более покладистые люди, с ними спокойнее. Но, действуя подобным образом, руководство ФАР, на мой взгляд, само того не желая, только подчеркнуло роль и влияние ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» в рыбохозяйственной политике региона.
Не думаю, что принятое Росрыболовством решение уменьшит эту роль, наоборот, союз рыбаков становится только крепче, ассоциация конструктивно работает с правительством области, рыбохозяйственной наукой, с другими общественными рыбацкими объединениями. В прошедшем году и начале нынешнего при непосредственном участии АСРКС, например, сформирован перечень РПУ Сахалинской области. В нем учтены замечания и предложения пользователей рыбопромысловыми участками, муниципальных образований и других ассоциаций.
По окончании лососевой путины совместно с Ассоциацией рыбопромышленников Сахалина подготовлена аналитическая записка и направлено письмо губернатору Сахалинской области с предложением о закреплении основных принципов промысла лососей на 2010 год и будущие периоды. Эта точка зрения подтверждена решением комиссии по добыче анадромных видов рыб, а также Сахалинским рыбохозяйственным советом: применение заявительного принципа получения разрешений на вылов и «олимпийской» системы.
Решение вчерашних проблем не означает, к сожалению, что их нет сегодня и они не появятся завтра. На всех уровнях муссируется сейчас вопрос строительства и модернизации флота на российских судостроительных заводах. Поют, конечно, красиво, а по сути ничего не меняется. В мае 2008 года, говорил докладчик, утверждена государственная Концепция и Программа развития рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы. И хотя из федерального бюджета на нее запланировано отправить более 30 млрд. рублей, финансирование строительства и модернизация рыбопромыслового флота возложены на рыбаков. Из этого следует, что государство не собирается строить промысловый флот даже для промразведки, в том числе перспективной. И чего тогда стоят все эти байки про Мировой океан, рассказываемые руководителем ФАР?! Ассоциация считает, что именно Росрыболовство должно стать заказчиком проектирования и строительства рыбопромысловых судов, определения их стоимости. Если цена судна будет приемлемая (срок окупаемости 6-7 лет), то никого не надо будет заставлять строить новые суда и списывать старые. Вот только захочет ли Федеральное агентство по рыболовству брать на себя такую «обузу»?
Это о том, что касается перспективных вопросов. Перспективных в том смысле, что никто из властных структур, похоже, в настоящее время и не собирается их решать. Но вот что необходимо не завтра, а уже сегодня, в канун лососевой путины, так это снятие требований пограничной службы о запрете работы маломерного флота в ночное время суток на промысле лососевых. Непонятно с какой целью установленное правило (видимо, в приступе шпиономании или чтобы попросту занять пограничников хоть каким-то делом) не просто нервирует рыбаков, но и активно мешает им в работе. Причем это дурацкое требование касается, как ни странно, только законопослушных судовладельцев в населенных пунктах, где сохранился такой атавизм, как пограничные заставы А подавляющая часть пользователей как работала, так и работает в свободном режиме.
Сегодня руководитель Росрыболовства вдруг озаботился непроизводительными издержками рыбаков при доставке продукции на таможенную территорию Российской Федерации. Действительно, теряется время, немало средств идет на уплату таможенных сборов, растет стоимость фрахта. Но ведь не выполняется и главная задача, которая ставилась при установлении обязательной доставки продукции на таможенную территорию: продукция не отгружается на российский рынок в тех объемах, которые предусматривались, суда вообще не заинтересованы заходить в российские порты. Сейчас г-н Крайний предлагает освободить от уплаты таможенных сборов ввозимую в Россию продукцию. Можно было бы рукоплескать по этому поводу и хвалить руководителя ФАР за такую заботу о рыбаках. Если, конечно, не знать, что вся эта канительная и затратная процедура вводилась по инициативе Андрея Анатольевича. А теперь он выступает в благородной роли благодетеля: надо отменить! А вводили-то зачем? Ведь все рыбаки дружно выступали в свое время против подобного нововведения. Но кто-то, похоже, хотел быть умнее и прогрессивнее других.
Много вопросов было поставлено на собрании уполномоченных. Прискорбно, что большинство проблем не имеют исторических корней, а были внедрены в нашу практику с неизвестно какой целью. В общем, наверху сочиняют, а внизу производственники расхлебаться не могут с ними. И кому нужна подобная бумаготворческая деятельность? Но это
уже отдельная тема.