Для кого закон не писан?
Ответ рыбаков и. о. руководителя территориального управления Россельхознадзора.
8 июля с.г. в «Рыбаке Сахалина» было опубликовано Обращение к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.А. ЗУБКОВУ руководителей Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» и НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина», в котором они сообщали, что руководством управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям не организована работа по реализации постановления правительства РФ от 14.12.2009 г. № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля».
5 августа мы напечатали открытое письмо «Уважаемые рыбопромышленники!», в котором и. о. руководителя этого управления А.В. КОЗУБ разъяснил, что названное постановление правительства «адресовано исключительно министерствам и ведомствам, а не структурным подразделениям», каким является его управление, и что «в настоящее время, и до соответствующих указаний, территориальные управления Россельхознадзора осуществляют свою деятельность в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов».
Сегодня публикуется отклик на это письмо.
В открытом письме «Уважаемые рыбопромышленники!», то есть в ответе на наше обращение, мы узнали очень много « нового» для себя.
Во-первых, кто и каким нормативным документом дал право исполняющему обязанности руководителя управления Россельхознадзора А.В. Козубу указывать, как и для кого принято Постановление Правительства Российской Федерации за № 1009 от 14.12.2009 г.
Во-вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации № 327 утверждено Положение о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30.06.2004 г. (в редакции от 19.06.2006 г. № 382), п.3 которого гласит: «Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением; осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, учреждения, созданные для реализации возложенных на него задач».
В свою очередь в ст.115 Конституции РФ чётко говорится:
а) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. В том числе, надо полагать, и территориальным управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, поскольку оно находится на территории Российской Федерации, а Козуб А.В. является государственным служащим этого управления. Но постановление ему, видите ли, «не адресовано». Вот ведь как может быть – надо издавать постановления правительства лично для А.В. Козуба.
б) Указ Президента Российской Федерации № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу Актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (в редакции от 28 июня 2005 г. за № 736) определил, что Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Таким образом, по всей России Постановление Правительства РФ за № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (читайте статью в журнале «Пищевая промышленность: бухучет и налогооблажение» № 5 за 2010 г.) вступило в силу 26.12.2009 года. Этим документом разграничены полномочия между Минздравсоцразвития – Роспотребнадзором и Минсельхозом – Россельхознадзором.
Россельхознадзор уполномочен осуществлять нормативно-правовое регулирование и организовывать контроль по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении: 1. продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, а также пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для реализации на розничных рынках.
«Уважаемые рыбопромышленники» как раз и занимаются промышленной переработкой рыбы и рыбопродукции, но господин Козуб А.В. это понимает по-своему. Хотя, согласно Федеральному закону № 79 от 27 июля 2004 г. (ст.15 п.10), он как гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, нормативные правовые акты.
А в ст.17 п.10 этого закона государственному служащему запрещается: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа.
Это всё о письме «Уважаемые рыбопромышленники!».
Немного о «качестве и безопасности». Ни одним нормативным документом не прописано, что ветеринарная служба отвечает за качество рыбопродукции. А вот 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. был издан намного раньше, чем был создан Россельхознадзор (2004 год).
Мы удовлетворены этим законом, так как Правительство РФ уже в 2000 году доверило предпринимателям, в том числе рыбопромышленникам, заниматься производством, переработкой, хранением и реализацией своей продукции, отвечать за ее безопасность и качество. Это доверие мы, руководители, ежедневно подтверждаем, подписывая удостоверения качества и заполняя декларации соответствия, и несём полную ответственность наравне со специалистами Роспотребнадзора, которые контролируют, а следовательно, и отвечают за безопасность. Весь их контроль основывается на соблюдении требований СанПиНов.
В распоряжении Россельхознадзора всего одни ветеринарно-санитарные правила – это Правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ за № 462. Однако Федеральная антимонопольная служба 22 июля 2010 года потребовала от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации отменить и эти Правила. Но желания у Россельхознадзора «контролировать всё и вся» – безграничны. У Роспотребнадзора в каждом районе созданы и работают аккредитованные и лицензированные лаборатории. У Вас же – на всю область одно ФГУ «Сахалинская межобластная ветеринарная лаборатория (СМВЛ)». Наверное, поэтому и было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1009, где Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор осуществляют нормативно-правовое регулирование по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к пищевым продуктам, продовольственному сырью в целях защиты жизни и здоровья человека, в том числе по вопросам:
1. обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации;
2. обеспечения безопасности для здоровья человека услуг, оказываемых в сфере общественного питания, а также в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
3. утилизации и уничтожения некачественных опасных для человека пищевых продуктов;
4. организации и проведения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений), связанных с употреблением населением пищевых продуктов;
5. соответствия упаковки, маркировки и информации о пищевых продуктах, реализуемых в розничной торговле, требованиям, установленным нормативными документами;
6. соблюдения правил продажи продовольственных товаров в части, касающейся обеспечения их качества и безопасности.
А Вы, Алексей Владимирович, как исполняющий обязанности руководителя управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, занимающим на Дальнем Востоке не самую малую территорию Российской Федерации, не желаете признавать, а, стало быть, исполнять это постановление. Тем самым создаёте новые административные барьеры, тормозите развитие предпринимательства.
19 января 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провёл совещание по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере сельского хозяйства. Им сказано: «Необходимо продолжать твёрдую линию на снижение административных барьеров, повышать прозрачность правового регулирования, избавляться от размытых правовых норм, вокруг которых «кормятся», как правило, «всякие жулики».
Только в 2009 году на получение справок от Россельхознадзора предприниматели, по самым скромным подсчётам, истратили 4 млрд. рублей. А ещё примерно такую же сумму потратили на различные справки и бумажки на региональном уровне. Это – не считая растущих из года в год расходов на разного рода экспертизы, которые навязываются со стороны госучреждений. К примеру, ФГУ «СМВЛ» в прошлом году, по неофициальным данным, заработала более 33 миллионов рублей! Средняя нагрузка на одного «уважаемого рыбопромышленника» составляет 300 000 рублей, в зависимости от объема улова. Самое удивительное, эта лаборатория, как жена Цезаря, – вне подозрений. Достоверность результатов ее исследований никогда никто не проверяет, как и финансовую деятельность. ФГУ «СМВЛ» просто недоступна для проверяющих государственных органов, находящихся на территории Сахалинской области. Наверное, в этом и есть Ваш интерес не признавать результаты проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в других лабораториях, мы имеем в виду, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Какая ни есть – а конкуренция; и уж кому как не федеральной службе в ней побеждать. Уж очень Вам не хочется отдавать завоёванные позиции по икре лососевых пород рыб.
Нас волнует вопрос о грядущих переменах в пунктах пропуска рыбопродукции, то есть вопрос «одного окна» на границе. Укомплектованность ветеринарных пунктов квалифицированными ветеринарными специалистами и необходимым оборудованием. Сегодня у Вас на пунктах такое оборудование отсутствует – как Вы контролируете безопасность грузов? Может, эти функции способны осуществлять пограничники совместно с таможенниками? Как будет исполняться Федеральный закон 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных услуг»? Нам хочется быть уверенными в завтрашнем дне, очень хочется вести с Вами деловой, конструктивный, а главное, позитивный диалог. Нам не нужна нормативная документация конца ХХ века. Мы хотим работать в режиме «On Line».
Сегодня нам не понятны Ваши действия в отношении красной икры лососёвых пород. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 132 от 09 марта 2010 г. в приложении 13, а также в решении Комиссии таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества № 317 от 18.06.10 г. в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) под кодом 1604 включена икра осетровых и её заменители, изготовленные из икринок рыбы. Для краткой характеристики сообщаем, что в народе её называют черной икрой, и она отличается от красной лососевой не только цветом, но и химическим составом, размером икринок и происхождением. Поэтому отождествлять два генетически разнородных продукта – просто нелепо, в биологии это называется химерами.
Короче говоря, икра зернистая лососевых пород рыб в этом Перечне – отсутствует. Не прописаны в нем и молоки рыб.
В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1009 к объектам ветеринарного надзора не относится продовольственное сырьё животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также пищевые продукты животного происхождения промышленного изготовления. Икра зернистая бочковая, молоки, выработанные по ГОСТу, ТУ на аттестованном рыбоперерабатывающем, зарегистрированном в установленном законом порядке, предприятии, является пищевой продукцией промышленного изготовления (см. Постановление ФАС СЗО от 21.03.2007; № А66-7667/2006 г.).
На каком основании Вы контролируете этот продукт? По всем вышеперечисленным законам это не Ваш объект. А значит, сотрудники Вашего территориального управления (по Сахалинской области) превышают полномочия – с Вашего позволения как исполняющего обязанности руководителя. А это деяние – наказуемо. В начавшуюся путину 2010 года Вы незаконно принудили исследовать в подведомственной Россельхознадзору лаборатории сотни проб икры лососевой зернистой со всей территории Сахалина и Курильских островов. Все эти исследования на платной основе, по не понятно кем установленным расценкам, которые для нас просто грабительские. Неслучайно доступность для населения рыбопродукции резко снизилась.
В своем письме «Уважаемые рыбопромышленники!» А.В. Козуб делает ссылку на ст. 21 ФЗ-4979 от 14.05.1993 г. «О ветеринарии», которая почему-то содержит 1/ 30 часть от всего текста этой статьи. Что касается вопроса промышленного изготовления – вообще тишина. Ни слова не сказано о дублировании функции с правоохранительными органами, Агентством по рыболовству по вопросу законности добычи биоресурсов. Об аналитическом отделе при Россельхознадзоре, куда всех обязали ходить за согласованием на право вывоза, – тоже ни строчки. О принуждении исследовать в ФГУ « Сахалинская межобластная ветеринарная лаборатория» всю рыбопродукцию и икру; об изменениях в Приказ Минсельхоза РФ № 422 , утвердивший Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, где пункт 2.7 для нас является основой основ, – вновь тишина. А ведь, согласно этому пункту, решение на дополнительное лабораторное исследование применяется только после мотивированного письменного обоснования, принятого специалистом государственного ветеринарного учреждения по требованию лица, обратившегося за получением ветеринарного сопроводительного документа. Таких решений ни у кого из рыбопереработчиков нет. Значит, все лабораторные исследования в ФГУ «СМВЛ» – это дополнительное выкачивание денег с предпринимателей, а, стало быть, и с каждого потребителя. Вновь нарушение ст. 6 п. 2 ФЗ-209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Позицию о проведению ветеринарно-санитарной экспертизы Вы изложили в интерпретации, что лаборатория, входящая в систему государственной ветеринарной службы, должна быть: аккредитована, лицензирована, иметь помещение с входом.
Итак, всё по порядку.
1. Для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы не требуется аккредитованная испытательная лаборатория, так как никаких испытаний при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы не делается. Это отражено в ГОСТе R-17025-2006. Отдельной системы аккредитации в области ветеринарии – нет. Есть общая в системе ГОСТ – Р.
2. В статье 17 ФЗ-128 от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», где дается перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, ветеринарная деятельность – не прописана.
Это же отражено в СанПиНе 1.3.2322-08 п. 2.1.2 .
В письме Министерства сельского хозяйства РФ № СА – 25-4775 от 11.08.08 г. «О лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний» лицензированию не подлежит деятельность лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, а также деятельность, связанная с проведением ветеринарно-санитарной экспертизы при послеубойном осмотре. Вышеуказанные доводы подтверждаются письмом Минздравсоцразвития России от 31.07.08 г. № 4479-ПР.
Ни одного аргументированного ответа на вопросы, поставленные в обращении к В.А. Зубкову, просто не последовало. Вы пишете вокруг да около – и всё не по теме.
Впору высказаться и о таможенном союзе. Наше мнение не расходится с мнением заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации А.И. Беляева, сформулированным в письме № БА-25-24/7127 от 27.07.2010 г., и коренным образом отличается от Вашего мнения, господин Козуб.
В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 г. № 39 с 01.07.2010 года вступило в силу Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.09 г., ратифицированное ФЗ № 93 от 19.05.2010 г. Решением комиссии таможенного союза от 18.07.2010 г. № 317 утвержден единый Перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, и определено, что при оформлении ветеринарных сертификатов на соответствие Единым ветеринарным требованиям принимаются протоколы, полученные в аккредитованных лабораториях Сторон, включенных в Единый реестр органов по сертификации, и испытательных лабораториях таможенного союза. Никакой монополии на лабораторные исследования, проводимые в системе Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, – нет.
Кроме этого, в Положении, утвержденном решением Комиссии таможенного союза № 317 от 18.07.2010 г., говорится, что подконтрольные товары в пределах территории одной Стороны могут перемещаться в порядке, предусмотренном законодательством этой Стороны. Вот Вам и Постановление Правительства № 1009, которое вступило в законную силу в Российской Федерации в части, не противоречащей решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС. С этим нужно считаться и перечень обязанностей – исполнять!
В Вашем письме всё наоборот. Зачем Вы это делаете? Зачем лукавите? Зачем усиливаете общественное недовольство? Председатель Правительства РФ В.В. Путин на расширенном заседании рыбохозяйственного Совета, проведенного в г. Мурманске в начале 2010 года по вопросу «О развитии береговой инфраструктуры по приемке, переработке, хранению и транспортировке рыбной продукции», – уже указал на избыточное административное давление и избыточную бюрократию по линии Россельхознадзора.
Надеемся, что газету «Рыбак Сахалина» читают не только «уважаемые рыбопромышленники», но и сотрудники прокуратуры, которые по долгу своих обязанностей способны сделать соответствующие выводы о соблюдении управлением Россельхозназора Конституции Российской Федерации, Межгосударственных соглашений, Федеральных законов РФ, а также постановлений Правительства Российской Федерации. Пусть эта публикация послужит официальным заявлением.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно говорил, что «не должно быть таких обязанностей «службы», которые не указаны в законе, но вытекают из других законов или подзаконных актов. Надо избавляться от таких формулировок, которые не имеют чёткого содержания, которые размыты».
С. СИЯНОВ, вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина».