Почему конкурсный управляющий противодействовал процессу прекращения банкротства кооператива?
В конце сентября кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Дальневосточного федерального округа в Хабаровске отменила постановление апелляционной инстанции (г. Владивосток) и приняла постановление, которым оставила в силе определение арбитражного суда Сахалинской области о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ПК «Рыболовецкий колхоз имени Кирова».
«РЫБАК САХАЛИНА» оперативно и достаточно широко освещал события, происходившие в колхозе с февраля этого года, когда инициативная группа пайщиков обратилась в ЗАО «Гидрострой» с предложением погасить кредиторскую задолженность кооператива и о его вхождении в группу компаний закрытого акционерного общества. После того, как руководство «Гидростроя» изучило это предложение и дало согласие, газета рассказала о прошедшем 29 марта в Озерском общем собрании колхозников, на котором и было принято решение войти в ЗАО. Тогда был избран и новый состав правления кооператива и его председатель – А. П. Касьянов.
Обо всем этом газета рассказала подробно, как и о последующих двух пресс-конференциях, проведенных членами нового правления, и решении коллегии судей арбитражного суда Сахалинской области о прекращении производства по делу о банкротстве колхоза, которое было принято 2 июня.
Тогда казалось, что неприглядная история последовательного банкротства прежде экономически крепкого градообразующего предприятия, длившаяся более десяти с половиной лет и полная лишений для коллектива, всех жителей поселка, наконец-то благополучно завершилась. Ан нет. Нежелательные для коллектива кооператива и для поселка события, как и раньше, продолжались. Противодействие конкурсного управляющего и его сторонников прекращению процесса банкротства колхоза не знало предела. Что стояло за таким яростным противодействием?
«Рыбак Сахалина» не стал по понятным причинам писать о результатах апелляционного производства во Владивостоке и о подаче «Гидростроем» кассации в Хабаровск. Не сообщил и о состоявшемся 12 сентября еще об одном общем собрании колхозников, поскольку материал накануне судебного рассмотрения кассации можно было расценить как тенденциозный, в пользу одной стороны конфликта. Сейчас пришло время это сделать, так как собрание во многом показательно и отразило пусть еще зыбкие, но все-таки приметы уже произошедших и грядущих перемен в хозяйстве. Но сначала необходимо напомнить читателям о некоторых обстоятельствах последних шести месяцев.
После проведения 29 марта общего собрания колхозников только избранный председатель А.П.Касьянов, оценивая свои первоочередные задачи, отметил, что главным своим делом считает восстановление законности в кооперативе, наращивание его экономического потенциала. Генеральный директор ЗАО «Гидрострой» А. Г. Верховский в то время сказал: «Ситуация с колхозом имени Кирова не так катастрофична, как кто-то хочет это представить. При наличии воли колхозников предприятие может доказать свою жизнеспособность уже в нынешнем промысловом сезоне… Успех возможен при условии максимально честных взаимоотношений с людьми». Эти слова впечатляют, не так ли?
На пресс-конференциях члены правления, отвечая на вопросы журналистов, называли максимальный срок вывода предприятия из экономического тупика – три-четыре года. По мнению члена правления И.А.Маликова, кооператив мог бы ликвидировать кредиторскую задолженность за год-два. Закономерен вопрос: почему за 10 лет арбитражного управления, задача которого – оздоровление предприятия, кооператив докатился до банкротства? Не буду повторять резких и нелицеприятных для кое-кого ответов на этот вопрос, прозвучавших на пресс-конференциях. Подождем, что скажут по этому поводу, как говорится, компетентные органы. Но всевозможных «почему?» много. Одно из них.
Непонятно, почему конкурсный управляющий Г. Долин и его сторонники так рьяно противостояли прекращению процедуры банкротства. Казалось бы, баба с воза – кобыле легче. Никаких тебе забот-хлопот. А главное – людям гарантирована работа и стабильный заработок, возрождение и развитие кооператива, а значит, и поселка. Так нет, конкурсная команда изо всех сил уперлась и за свое: давай банкротство! Интересы людей, жизнь Озерского – побоку. Неужто и в самом деле, как было сказано на одной из пресс-конференций, во главе угла у «конкурсников» стояла так называемая материальная заинтересованность, стремление в своих целях провести лососевую путину? Ведь они всячески вставляли палки в колеса нового правления. То не предоставляли документы, то избегали встреч…
Когда «Гидрострой» погасил кредиторскую задолженность, Долин упорно пытался приостановить судебное разбирательство: не предоставлял затребованные арбитражным судом документы, искажал реестр кредиторов… На начальной стадии конфликта, когда «Гидрострой» заявил о своем намерении восполнить кредиторскую задолженность колхоза, конкурсный управляющий стал активно, явно по заниженной цене, распродавать колхозное имущество. А. Г. Верховский назвал эту распродажу судорожной.
Наконец, подобно утопающему, команда Долина ухватилась за последнюю соломинку – подала апелляцию в суд г. Владивостока на решение Сахалинского арбитражного суда от 2 июня.
НА ЧТО НАДЕЯЛИСЬ? Решение, хотя и было принято в пользу «конкурсников», но чисто по формальным факторам, которые были быстро устранены, и кассационная инстанция всё расставила по своим местам.
Тут пора «открыть» общее собрание колхозников, прошедшее 12 сентября. В чем его показательность, каковы первые приметы перемен в хозяйстве?
Собрание подвело итоги лососевой путины. С докладом выступил председатель А.П.Касьянов. Точнее, это был не доклад в традиционном понимании, а спокойная деловая беседа руководителя с колхозниками. Без какого-либо ложного пафоса, без утаивания проблем и трудностей, с всесторонним анализом положения хозяйства и заглядом в ближайшее будущее.
Рыбаки кооператива добыли 2851 тонну лосося. Уступили «Дружбе», к неводам которой рыба подходила получше, и совсем немного – колхозу им. Котовского. Словом, результат средний. Хотелось бы, конечно, выловить рыбы побольше, но известно, что подходы горбуши в Анивском заливе были в этом году сравнительно слабые. К тому же, не все возможности были использованы. У юго-восточного Сахалина, например, подвели ставные невода. Соседи по промысловому району, у которых длина орудий лова была больше, брали уловы повесомей.
Рыбу сдавли и на приемообрабатывающие суда, и на свою береговую базу. К ее работе есть серьезные претензии. Безусловно, времени на ее подготовку к путине из-за проволочек, чинимых Долиным, было крайне недостаточно, всего месяц, что не могло не сказаться на качестве ремонта оборудования, которое в разгар путины то и дело выходило из строя. Техника, в основном, была малопроизводительной и морально устаревшей. Остро ощущался недостаток морозильных мощностей. В производственном цехе был дефицит рабочих рук, поэтому к обработке уловов привлекались жители поселка и других мест области, студенты из Бурятии. Выпускали и мороженную рыбу, и икру. Значительная часть продукции реализована. Из полученных средств кооператив полностью рассчитался с обработчиками, на очереди – добытчики. С июня всем категориям работников выдано заработной платы в сумме более 21,4 млн. рублей.
Полученные средства, отметил Касьянов, следует расходовать экономно и рационально. Ведь до конца года у кооператива осталась неосвоенной только квота вылова камбалы в 190 тонн. Коллективу предстоит не просто жить, еще и выполнить ряд обязательных затратных работ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ не скрыл того факта, что реальная экономика, жизнь внесли некоторые коррективы в первоначальные планы. Фактический долг кооператива всем кредиторам и ведомствам оказался вдвое выше на-чального. На оплату долга по налогам ушло 17 млн. рублей, погашение только одной пени превысило 20 млн. рублей…
Надо думать, как жить дальше. Тревожит состояние производственного цеха. Необходимо завершить его реконструкцию, рассчитанную на два года. Сырец сюда должен доставляться охлажденным и ритмично. Для этого, по мнению Касьянова, необходимо приобрести 2-3 приемных судна с льдогенераторами, которые обеспечат доставку рыбы на береговую базу самого высокого качества из любой точки Анивского залива. Перевозка горбуши автомашинами и на мотоботах несколько снижает ее качество, хотя оно пока и отвечает требованиям ГОСТа.
Требуют внимания технологические линии. Если раньше планировалось строительство комплекса с холодильником, обратил на это внимание колхозников председатель, то сегодня экономически предпочтительнее усовершенствовать разделку и довести мощность морозильного цеха до 150-200 тонн рыбы в сутки.
Председатель сказал, что кооперативу в ближайшее время предстоит ужаться во всем. Контора переедет на территорию береговой базы, сетепошивочный цех до марта будущего года работать не будет. Не дело и то, что в штате хозяйства 30 сторожей, их число следует сократить. Затраты снизятся и с передачей клуба и водоканала на баланс местной администрации.
Без работы, успокоил собравшихся Касьянов, никто не останется. Сейчас формируются бригады по строительству, по демонтажу оборудования. Кооператив предоставит возможность желающим приобрести востребованные специальности.
Жесткая программа, не правда ли? Но она выведет кооператив из прорыва. Если бы нечто подобное предпринималось хотя бы лет пять назад при арбитражном управлении!
На собрании у меня создалось впечатление, что шок от безысходности положения у колхозников начал проходить, поскольку зримо обозначился реальный путь изменения ситуации к лучшему. В пользу этого говорит тот факт, что собрание приняло в кооператив несколько озерчан и то, что принят новый устав в соответствии с изменениями в законодательстве. Согласно ему и новому уставу собрание избрало новый состав правления. Примечательно, что Касьянова вновь избрали председателем. Единогласно. Нужны ли тут какие-либо комментарии?
В заключение остается сообщить, что решение кассационной инстанции Федерального арбитражного суда ДФО вступило в законную силу.