Множество «оврагов» делают благие намерения правительства нереальными
Через месяц с небольшим в рыбной отрасли страны грядут кардинальные перемены, связанные с обязательной доставкой добытых водных биоресурсов и продукции их переработки на таможенную территорию России. По этому поводу в областной администрации прошло совещание с участием всех заинтересованных сторон. Судя по тому, как эмоционально («горячо», по выражению вице-губернатора области Сергея Карепкина) «совещались» рыбопромышленники и представители федеральных контролирующих органов, предстоящие изменения привычного порядка вещей ни тем, ни другим не сулят спокойной жизни, к тому же многие волнующие рыбаков вопросы до сих пор остаются без ответов. А час «Х» неумолимо приближается…
История вопроса
Напомним, что эта задача была впервые поставлена в практической плоскости в августе прошлого года на расширенном заседании президиума Госсовета РФ в Астрахани, где реформированию рыбной отрасли придан статус президентских поручений. Ее сформулировали так: разработать законодательную норму, устанавливающую обязательную доставку уловов водных биологических ресурсов и продукции из них на таможенную территорию Российской Федерации. Срок – 1 декабря 2007 года.
Это одно из немногих тогдашних поручений президента правительству (всего их было 24), которые выполнены к установленному сроку. Уже в ноябре того же года Государственная дума вносит в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» соответствующую поправку (часть 3.2 статьи 19), вступающую в силу с 1 января 2009 года.
Затем во исполнение измененного закона правительство РФ в марте 2008 года принимает постановление № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации». Этим документом ряд министерств и ведомств обязывается в месячный срок привести ведомственные нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением, а Федеральному агентству по рыболовству дается поручение разработать и утвердить в установленном порядке единую упрощенную форму заявки, подаваемой судовладельцами при заходе (выходе) судов рыбопромыслового флота в морские порты РФ. Такую заявку агентство утвердило в июле.
Еще одно постановление правительства – о порядке ввоза на таможенную территорию России и вывоза с нее водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах , в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, и (или) продуктов их переработки – сейчас готовится к принятию, его проект находится на обсуждении и согласовании в субъектах Федерации. Сразу подчеркнем, что оба правительственных постановления предусматривают ускоренный порядок оформления и государственного контроля судов, не превышающий трех часов. Плюс столько же время ожидания, отсчет которого начинается с момента постановки судна к причалу или на якорную стоянку на рейде порта.
Вот та нормативно-правовая база (пока не говорим о ведомственной), на основе которой весь поток морской рыбной продукции с нового года, невзирая на праздники и рождественские каникулы, хлынет на родной российский берег. Именно в это время на Дальнем Востоке начинается активная фаза минтаевой и сельдевой путины. Готовы ли береговые структуры пропустить через себя многократно возросшие объемы даров моря? Не получится ли опять, как часто бывает, картина известного художника «Не ждали»?
В принципе, готовы. Но…
Как сообщил на совещании начальник Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ Валерий Султаншин, для работы в новом режиме пограничникам не требуется дополнительных нормативных актов, достаточно действующего законодательства. Но он предупредил, что доставка водных биоресурсов и продукции их переработки на таможенную территорию РФ возможна только в пунктах пропуска через государственную границу, функционирующих в морских портах. На сегодня в Сахалинской области к таковым относятся порты Корсакова, Невельска, Холмска, Александровск-Сахалинского и Москальво. Ввоз морепродуктов через портпункты и портковши будет противоречить существующей нормативной базе.
По словам руководителя управления, пограничные службы готовы работать в соответствии с графиком работы пропускных пунктов. Вместе с тем структура отдельных из них не отвечает тем предполагаемым нагрузкам, которые могут возникнуть в результате увеличения грузопотока. Нет и конкретных цифр, насколько он может возрасти в том или ином порту.
Заместитель руководителя ФГУ «Администрация морских портов Сахалина» Дмитрий Слабоденюк уточнил, что портпункты Курил по действующему временному положению все же входят в границы порта Невельск как морские терминалы. А вот портовые ковши бывших рыболовецких колхозов действительно находятся пока вне правового поля. Эта проблема сейчас рассматривается. Портковши Правды и Яблочного предполагается отнести к границам Холмского порта, Стародубского и рыбколхоза «Дружба» – Поронайского, Озерского – к порту Корсаков. Но работа по определению границ морских портов области завершится в лучшем случае к середине следующего года. Что касается готовности портовых властей к работе в новых условиях, то никаких дополнительных структур в портах не требуется. Единственное, когда в их границы будут включены портковши, то для осуществления в этих терминалах портового надзора понадобится увеличение штатной численности инспекторов.
По информации заместителя начальника отдела таможенной процедуры Сахалинской таможни Максима Кижаева, пока суда будут по-прежнему оформляться только в пунктах пропуска, которые действуют в Корсакове, Невельске, Холмске, Южно-Курильске, Курильске и Крабозаводском. О возможном увеличении штата говорить преждевременно, поскольку никто не может определить те объемы работы, которые предстоят с 1 января. Серьезные сомнения вызывает готовность к ним технологических мощностей и инфраструктуры портов.
В соответствии с постановлением правительства РФ № 184 Федеральная таможенная служба разработала Порядок совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами. Однако у местных таможенников этот документ вызвал немало вопросов, ответы на которые они хотят получить от Дальневосточного таможенного управления, куда направлен запрос. На конец ноября в Сахалинской таможне запланирована рабочая встреча с рыбопромышленниками. Остается надеяться, что к этому времени всё разъяснится.
Начальник отдела ветеринарии и фитосанитарного надзора по Сахалинской области на государственной границе РФ и транспорте Россельхознадзора Алексей Бычков сразу же предупредил участников совещания: то, что он скажет, будет для них малоприятным. Правда, это касается только тех случаев, когда морепродукты выловлены в исключительной экономической зоне России и вывозятся на экспорт. К примеру, судно пришло в Корсаков, допустим, из Охотоморской минтаевой экспедиции. За три часа портовые власти, таможенники и пограничники оформляют ввоз рыбопродукции на таможенную территорию РФ, в дальнейшем она планируется к вывозу, скажем, в Корею. И тут санитарно-карантинная служба по действующим нормам, регламентирующим оформление ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, обязана потребовать проведения анализов, экспертизы, получения сертификата. Как это все уложить в три часа, если только экспертиза требует минимум пяти суток?
Эту ситуацию пояснила начальник областного управления ветеринарии Валентина Дорогокупля. После выхода постановления правительства № 184 они обратились в Минсельхоз РФ за разъяснениями нового порядка оформления промысловых судов. В полученном ответе, в частности, сказано, что лабораторные исследования продукции морского промысла проводятся только при возникновении такой необходимости (если, например, внешний вид продукции вызывает сомнения в ее качестве).
Будет ли команда отставить?
Однако, на наш взгляд, совещание тем не менее показало, что берег и море, разделяемые таможенной границей, к бесконфликтному и полномасштабному сотрудничеству по новым правилам еще далеко не готовы. И в январе будущего года в работе рыбохозяйственного комплекса, скорее всего, произойдут сбои, последствия которых трудно даже представить.
Обращает на себя внимание, что не все ведомства привели свою нормативную документацию в соответствие с постановлением правительства (по сути, проигнорировали его). Тот же Россельхознадзор до сих пор продолжает руководствоваться приказом № 422, по которому продукцию на экспорт можно оформлять неделями. Тут, видимо, сказалось старое армейское правило – не торопись выполнять, еще поступит команда отставить. К сожалению, в нашей рыбацкой жизни таких примеров полно. Наиболее свежий – минувшая лососевая путина, которая должна была проходить без общих допустимых уловов. Госкомрыболовства заверил рыбаков: все будет готово, забудьте про ОДУ, но в последний момент последовала та самая армейская команда.
На совещании прозвучала реплика, что речь идет не о доставке всех уловов на таможенную территорию РФ, а об их обязательном декларировании. Думается, что столь вольная интерпретация законодательной нормы вряд ли возможна. И если декларирование добытых ВБР с применением судовых грузовых деклараций, предлагаемое рыбопромышленниками, действительно стало бы выходом из положения, то такую поправку необходимо вносить в закон. Иного не дано.
Понятно, почему правительство добивается, чтобы выловленная рыба доставлялась на российскую территорию. За годы «реформ» потребление рыбного белка в стране снизилось более чем вдвое и находится за пределами медицинских норм. Но тут необходимо запускать какие-то рыночные механизмы, а не ужесточать контроль. Надо создавать такие условия, чтобы было выгоднее везти продукты промысла в Россию, а не в Китай, Корею или Японию. Пока таких условий нет. А вот препятствий для экспорта рыбопродукции скоро станет больше. Если сегодня она экспортируется со всеми необходимыми документами прямо из района промысла, то с января придется обязательно заходить в свой порт, где эти документы сразу теряют силу. Рыбаки недоумевают: что происходит? Зачем нужны повторные анализы и сертификат, который ни в одном иностранном порту не требуется?
По подсчетам рыбопромышленников, новые оформительские процедуры увеличат расходы на тонну рыбопродукции на 379 долларов. Причем только четвертая часть их придется на государственный контроль, остальное достанется коммерческим структурам, которые сядут на шею рыбакам. Как это скажется на экономике отрасли?
Можно продолжать перечень тех «оврагов», по которым придется ходить в ближайшем будущем. Хотя на бумаге все выглядит вроде бы гладко. Но ассоциации рыбопромышленных предприятий Дальневосточного, Северного и Северо-Западного рыбохозяйственных бассейнов (см. «Рыбак Сахалина» № 43 от 23 октября с.г.), где знают реальную жизнь не понаслышке, ждут от правительства РФ ответ на свое обращение о переносе введения в действие нормы об обязательной доставке водных биоресурсов на таможенную территорию России на 1 января 2013 года. За этот период можно будет полностью создать и отработать необходимую нормативно-правовую базу, а самое главное – подготовить береговую инфраструктуру, в настоящее время способную перерабатывать не более 30 процентов добываемых российскими рыбаками продуктов моря.
Поступит ли команда отставить?
Г. ГРИГОРЬЕВ