Минтай – по дешевке, сурими – втридорога
Минсельхоз обнаружил в России дефицит сырья для крабовых палочек. Это такой же нонсенс, как если бы в Сибири зимой начался дефицит снега. Потому что крабовые палочки делают из минтая, по уловам которого РФ держит второе место в мире.
Население в массе не привечает минтай, и напрасно, отмечает argumenti.ru. Это наша главная рыба, она составляет почти треть улова. В
Спрашивается, с какой стати в стране, которая добывает по 11 кг минтая на каждого жителя в год, разразился дефицит сырья для крабовых палочек? Тут начинаются откровения. Оказывается, минтай ещё и самая валютная рыба. В 2014 г. он обеспечил 40% российского рыбного экспорта.
Правда, объёмы поставок огромны, но доход – с гулькин нос. Мы продаём за рубеж дешёвый сырой минтай в тушках. Например, гигантские поставки, по 150–200 тыс. тонн в год, по межгосударственному соглашению идут в Южную Корею. Там блюда из нашего минтая давно стали основой меню в государственных школах. Этой стране остро не хватает своего продовольствия, а детей кормить надо. Чтобы сэкономить, корейцы берут только самый дешёвый мороженый непотрошеный минтай.
Выходит, пока одни наращивали экспорт сырья, другие развивали переработку. Всё шло по накатанному, пока не объявили эмбарго. Оказалось, 70% сурими для крабовых палочек мы закупали в США, отечественные мощности не превышают 9 тыс. тонн в год.
Тут стоит вспомнить заявления, которые последние полтора десятилетия то и дело повторяли на самом высоком уровне. О том, как важно развивать глубокую переработку рыбы, чтобы зарабатывать в разы больше и не выглядеть мировым сырьевым посмешищем. Также напомним о принятой в феврале 2013 г. госпрограмме развития рыбной отрасли до 2020 года. В обмен на госфинансирование в 83,2 млрд. руб., по 10–12 млрд. руб. в год, правительство рассчитывало за восемь лет построить перерабатывающие мощности на 310 тыс. тонн. Из них четверть должны были появиться в 2013–2014 годах. Где они?
Газета «Рыбак Сахалина» № 13 от 2 апреля