Газета "Рыбак Сахалина"
29 января 2009 года

Главное: Итоги, проблемы, задачи

Предлагаем вниманию читателей традиционную рубрику нашей газеты, где руководители рыбной отрасли области отвечают на три одинаковых вопроса:

1. Главный итог 2008 года?

2. Главная проблема 2008 года?

3. Главная задача 2009 года?

С. П. КАРЕПКИН, вице-губернатор Сахалинской области:

1. Наверное, главным итогом ушедшего года для рыбаков Сахалина и Курил является результат лососевой путины. Могу сказать, что она прошла неплохо. Несмотря на «неурожайный» четный год, наши рыбаки взяли около 109 тысяч тонн лососевых. И что больше всего радует – почти 98 процентов пойманной рыбы переработано на наших же береговых предприятиях либо на сахалинских судах, которые стояли у побережья на приемке лосося. Проще говоря, отдача от рыбохозяйственного комплекса в бюджет, в общие показатели островной экономики у нас куда выше, чем у многих соседей по региону.

Такие результаты во многом предопределила организация путины по-новому, которой занималась созданная как раз в минувшем году областная комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. По-моему, и она сработала неплохо, особенно если учесть, что поначалу нам не хватало целого ряда нормативных актов и многие решения приходилось принимать впервые, не имея прецедентов.

Без острых вопросов, конечно, не обошлось. Но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что администрацией области было сделано все возможное, чтобы путина прошла без сбоев.

Прошедший год для сахалинских рыбаков был традиционным сложным. Однако он ознаменовался и многими положительными моментами. Правительство Российской Федерации приняло целый ряд постановлений, регулирующих рыбохозяйственную деятельность, одобрило Концепцию развития рыбного хозяйства до 2020 года и Федеральную программу развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009 – 2013 годов, основная задача которой – формирование необходимых условий для эффективной и продуктивной работы отрасли, а также создания экономических рычагов, стимулирующих ее выход из системного кризиса.

Что касается государственной поддержки предприятий рыбной промышленности на уровне областной администрации, то необходимо отметить, что в прошедшем году была принята новая областная целевая программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009 – 2011 годы», подготовленная по поручению губернатора.

В течение трех лет действия программы предполагается создать условия для формирования конкурентоспособных производств в рыбохозяйственном комплексе, стимулировать рост объемов реализации рыбопродукции на территории области, развивать малый и средний бизнес, строить рыборазводные заводы и обновлять флот. В рамках данной программы будут освоены 300 миллионов рублей из областного бюджета.

Очень важное событие минувшего года – это распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 10-летний период. Передача квот в долговременное пользование рыбакам должна способствовать эффективному планированию своей деятельности, в том числе закупки судов, оборудования, созданию необходимого количества рабочих мест. В результате этого рыбопромышленные предприятия будут работать стабильнее и своевременно перечислять налоги в бюджет.

И, наконец, еще одно долгожданное событие: отмена общих допустимых уловов на лососей, что гораздо упрощает процесс регулирования лососевой путины. Кроме того, отменены ОДУ и на другие виды водных биоресурсов, в том числе на навагу, камбалу, ламинарию.

2. Главной проблемой был и остается до настоящего времени нерешенный вопрос передачи субъектам Федерации полномочий по регулированию прибрежного рыболовства. Для максимального соблюдения интересов регионов необходимо на местном уровне распределять все квоты на прибрежный промысел. Передача всех этих полномочий субъекту РФ, в том числе проведение конкурсов по распределению квот, принятие заявок на промысел объектов, исключенных из числа «одуемых», будет способствовать более эффективному развитию рыбной отрасли региона.

3. Надеюсь, что в наступившем году нам удастся привлечь большее внимание федерального центра к проблемам прибрежного рыболовства.

Кроме того, считаем необходимым в 2009 году принять федеральный закон «Об аквакультуре» и другие нормативные акты в развитие этого закона. Товарное рыбоводство – важнейшая составляющая рыбного хозяйства в перспективе. В условиях многоукладной экономики динамичное развитие аквакультуры в стране сдерживается, в значительной мере, отсутствием законодательства. В настоящий момент нет нормативного положения, по которому у хозяйств марикультуры возникают основания изымать выращенные ими гидробионты. Требуется законодательно закрепить за пользователями, осуществляющими воспроизводство, приоритетное право на вылов воспроизводимых объектов.

Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы, несмотря на кризисные явления, продолжились разработка механизмов, стимулирующих обновление основных производственных фондов отрасли, строительство и модернизация промыслового флота на основе государственной поддержки, а также за счет привлечения инвестиционных ресурсов из различных источников.

Возлагаем надежды на то, что для россиян, в настоящий момент предпочитающих рыбе мясо, рыбная продукция станет традиционным и распространенным блюдом в большинстве регионов. Направлений для развития хватает, и в новом году совместными усилиями их надо лишь реализовывать.

А. М. КОБЕЛЕВ, депутат Сахалинской областной Думы, президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива:

1. В рыбацких делах, и в первую очередь это касается Анивы, подводить особо нечего. Два последних года у нас получились крайне неудачными: рыба, которую так ждали, к нашим берегам не подошла. Поэтому сейчас в рыбацких поселках, и вообще в рыбной отрасли, являющейся в нашем районе основной, очень напряженная социальная обстановка. Два года мы не выполняем задачи, которые ставили на каждом предприятии и в целом ассоциация. В связи с этим я задаю вопрос: а где же та рыба, которую, как говорят на всех углах, выпускают рыбоводные заводы и тем самым якобы делают добрые дела? Только в Анивском районе ежегодно выпускают 120 млн. молоди лосося и два года подряд нет рыбы. Ответьте. Вот вам и первая проблема 2008 года.

2. А надо ли нам, спрашиваю я, такое воспроизводство? Следует ли на каждой реке ставить заводы, как сейчас хотят сделать: установить чуть ли не контейнер и считать его рыбоводным предприятием? Рыбаки понимают, для чего это делается. Нет, мы не против рыборазведения вообще, но боимся за генофонд дикого лосося, который можем загубить. Потому как, насколько знаю, в рыбоводство идут дилетанты, которые во что бы то ни стало хотят поставить завод.

Есть мощные государственные заводы, но отдачи от них не видно. Они фактически работают сами на себя. Вырастили малька, поставили возле заводов концевые невода, выловили для себя рыбу, заложили что получилось – и всё. А где результат? И никогда мне не докажут, что от этих заводов большая отдача. Мы, рыбаки, на собственном опыте это видим.

И еще надо определиться в вопросе, что следует выращивать. Кетовые заводы – да! Я двумя руками за них (но только не на нерестовых реках!!!). Лучших рыбовоспроизводителей, чем японцы, в мире нет. Так они уже давно выращивают не горбушу, а только кету. И ловят её в море, а не берут черно-бурую с забоек, как у нас: которая не имеет товарного вида и потеряла нужный человеку биологический состав. У нас, пожалуй, лишь на Курилах добывается нормальная кета – это полноценный высококачественный продукт.

Не всё просто в рыбной отрасли и в целом. И как рыбак, и как депутат вижу, насколько к худшему изменилась ситуация с приходом нового руководства Росрыболовства. По-моему, оно нацелено в первую очередь на передел собственности: через правительственные постановления, через законы. Я заявляю это открыто. Под видом строительства рыбоводных заводов, например, протаскивается идея отъема у рыбаков предустьевых участков рек. А те малые предприятия, которые начали создаваться здесь почти 20 лет назад и благодаря собственным усилиям и поддержке администрации области поднимали с колен рыбную отрасль, строили современные перерабатывающие предприятия и формировали нынешний облик прибрежного рыболовства, – в одночасье убираются.

Всё это – 2008 год.

3. Главную задачу 2009 года вижу в том, чтобы рыбацкая общественность действительно объединилась и заявила о себе в полный голос. Не чиновники, которые делят-переделивают, а именно рыбацкая общественность должна играть главную скрипку, она, в конце концов, должна делить промысловые ресурсы. Голос рыбаков должен быть весомым и веским, его должны слышать и на областном, и на федеральном уровне. И особенно это актуально в условиях кризиса, к которому мы как бы готовимся. Он, наверно, больше всего ударит по России, она ощутит его наиболее сильно. То, что говорят, будто ничего страшного нет и не произойдет, – очень страшно. У нас в стране неразвитая промышленность – ни легкая, ни пищевая, ни машиностроение. Как сидели на трубе, так и сидим, только опора эта оказалась ненадежной. До поры до времени она нас выручала, а сейчас всё накопленное быстро растранжирится, что уже и происходит. Такие страны, как Германия, Франция, Япония и т.д., живут за счет многоотраслевой экономики. Может быть, какие-то спекулянты у них и проиграют на биржах, но экономика всё равно не упадет до такой степени, какая грозит нам.

Я думаю, что у президента есть государственная воля изменить положение дел и дать предпринимателям свободу. Но хорошо бы и разобраться с тем, как чиновники, контролирующие органы на местах (да и не только!) исполняют президентские указания. Не успел Дмитрий Анатольевич произнести свои знаменитые слова о том, что не надо кошмарить бизнес, так они словно с цепи сорвались и принялись кошмарить еще пуще прежнего.

Поэтому считаю, что главная задача 2009 года – и не только в рыбной отрасли – дать бизнесу возможность работать без окриков, без ненужного контроля, зловредного вмешательства со стороны чиновничества. А бизнес экономику вытянет: народ у нас предприимчивый, трудолюбивый.

С. Ю. ДИДЕНКО, президент Клуба рыбопромышленников Сахалина:

1. 2008 год для рыбаков был обусловлен значительным изменением федерального законодательства, и самое основное – это закрепление за пользователями долей квот на добычу водных биоресурсов сроком на 10 лет.

В основе любого производства лежит ресурс, для рыбаков это квоты на добычу ВБР, и вот теперь законодательно этот ресурс закреплен на длительный срок. Присутствовавший у рыбаков пессимизм относительно того, что все получится с реализацией этой нормы закона в срок, был развеян организованной работой Федерального агентства по рыболовству. Все было сделано своевременно, и доказательством тому – выход судов на промысел с началом 2009 года.

2. Для сахалинских рыбаков это, скорее всего, организация промысла в прибрежном рыболовстве. Для рыбаков-прибрежников основной путиной является добыча лососей, как она пройдет, таков и результат. В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» организации добычи лососевых посвящена целая статья, надо понимать, потому, что этот процесс был и остается самым сложным, самым проблемным. Прошедший год не стал исключением даже при том положительном нововведении, как передача полномочий по организации промысла лососей комиссиям по регулированию добычи анадромных видов рыб. В комиссию не включили самих рыбаков. Это и вызвало серию ошибок и нарушений, с которыми вынуждены разбираться уполномоченные федеральные органы.

3. Объединение исполнительных полномочий органов областной власти и практического опыта рыбаков для создания комфортных условий деятельности рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области. Для этого есть все условия, необходимо только больше доверять рыбакам. Как сказал Президент Д. Медведев в своем послании Федеральному собранию : «Считаю, что граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем в начале реформ, готовы к свободной деятельности (и профессиональной, и общественно-политической). Деятельности без государственной опеки. Всё большее число людей рассчитывают прежде всего на себя. Полагают, что только от них зависит и их личный успех, а следовательно, и успех всей страны. Поэтому возможно и просто необходимо повышать уровень доверия в обществе».

В. И. РАДЧЕНКО, главный специалист Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии:

1. Для сахалинских рыбаков и рыбохозяйственной науки – это успешная лососевая путина, впервые за многие годы проведенная без остановки рыбацких предприятий в основных промысловых районах по причине исчерпания квот. В этих условиях рыбаки Сахалинской области обеспечили больше половины российского вылова горбуши – 54,2 процента, или 88,7 тысячи тонн. А в целом улов лососей областными рыбодобывающими превысил 100 тысяч тонн.

После массовых подходов горбуши в 2006 году рыбохозяйственная наука разработала оптимистичный прогноз вылова этого лосося на 2008-й, следующий четный год. Некоторое завышение прогнозных величин было сделано специально, для обеспечения рыбаков достаточными квотами в условиях строгого контроля освоения общего допустимого улова (ОДУ). Но завышение не было чрезмерным. В ходе путины вся величина ОДУ востребована и распределена между рыбодобывающими предприятиями на заседаниях комиссии по регулированию промысла анадромных видов рыб в Сахалинской области.

В структуре управления рыбным хозяйством наиболее важными событиями стали принятие новых Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, закрепление за предприятиями долей промышленных квот на 10 лет, конкурсное распределение рыбопромысловых участков также с заключением долгосрочных договоров. Внесены изменения в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 333-ФЗ. В законе уточняются нормы, касающиеся возникновения и прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Согласно его нормам, промысел значительной части объектов, в том числе тихоокеанских лососей, будет регулироваться без утверждения ОДУ.

2. Пальму первенства среди проблем рыбохозяйственной науки в 2008 году устойчиво удерживал рост цен на судовое топливо и, соответственно, расходов на проведение научно-исследовательских экспедиций. Тем не менее СахНИРО удалось провести на собственных и привлеченных судах 77 экспедиций, что обеспечило необходимый массив данных для разработки прогнозов состояния запасов промысловых видов. Думается, эта проблема осложнила работу всех рыбодобывающих компаний Дальнего Востока России.

Еще одна общая для промышленности и науки проблема – нехватка кадров для комплектования судовых экипажей. В Сахалинской области остро не хватает квалифицированных механиков. В дополнение к этому, в СахНИРО сложности возникают с закреплением кадров на научных должностях среднего звена. До настоящего времени эту проблему удается решать за счет кадрового роста молодых сотрудников. Но вопросы качества их подготовки также стоят достаточно остро.

3. Как для рыбной отрасли Дальнего Востока, так и для рыбохозяйственного института – обеспечить успешное функционирование в новых условиях, определяемых изменившейся нормативно-правовой базой. В морских водах, прилегающих к побережью Сахалинской области, увеличен ОДУ минтая, северного одноперого терпуга. Неплохие уловы обещает лососевая путина 2009 года. Для СахНиРО главная задача – максимально полно выполнить запланированных комплекс исследований водных биоресурсов, необходимый для разработки прогноза состояния сырьевой базы на 2011 год. Кроме того, в наступившем году институт планирует начать программы отолитного маркирования (мечения) тихоокеанских лососей на ЛРЗ, приступить к созданию Центра аквакультуры на базе биостанции в п. Антоново

Л. П. ЧУРА, председатель Сахалинской областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства:

1. В мае прошедшего года заключено трехстороннее трехлетнее соглашение между администрацией области в лице департамента по рыболовству, судовладельцами в лице Ассоциации рыбопромышленников Сахалина и ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», а также рыбацким профсоюзом. Этот документ стал основой для социального партнерства власти, работодателей и областной профсоюзной организации.

С удовлетворением хочу отметить реальный, а не формальный характер такого партнерства. Достаточно сказать, что если раньше долги по заработной плате в нашем рыбопромышленном комплексе достигали 90 миллионов рублей, то сейчас они есть только у предприятий, находящихся в стадии банкротства. Это, конечно же, результат совместных согласованных усилий.

Еще пример, подтверждающий сказанное выше. В ноябре областной рыбохозяйственный совет впервые вынес на свое обсуждение вопросы охраны труда в рыбной отрасли области.

2. Самое главное, что нас волнует, – это оплата труда рыбаков. Теперь она производится по новым правилам – на основе единого тарифно-квалификационного справочника. Но правительство допустило серьезное ущемление прав работающих, включив в размер минимальной оплаты труда компенсирующие и стимулирующие выплаты. В результате некоторые категории работников будут получать даже меньше, чем раньше. С этим профсоюз, естественно, согласиться не может и будет добиваться справедливости. Кстати, с 1 января МРОТ установлен в размере 4400 рублей, а пособие по безработице – 4900. Выходит, быть безработным выгоднее, чем работать?

К сожалению, в минувшем году так и не удалось решить проблему морских рыбных портов. В области, по сути, не осталось ни одного такого порта. И это в условиях, когда вся рыбопродукция должна доставляться на российский берег, на таможенную территорию региона. Когда нефтяники покупали (или брали в аренду) Холмский морской рыбный порт, то обещали, что рыбаков будут пускать. Однако с тех пор рыболовецкие суда туда не заходят, для них не находится места у причала. Так же будет и в Невельском порту, если за ним не сохранить статус рыбного.

По-прежнему острыми остаются проблемы обновления флота и подготовки опытных морских кадров для рыбной отрасли. Чтобы иметь хороших капитанов и механиков, нужны десятилетия. Если прервется преемственность поколений в этих профессиях, то восстановить ее будет очень сложно.

3. Необходимо усиливать и расширять профсоюзное влияние на производственную и социальную жизнь нашей отрасли, создавать новые профсоюзные организации. На всех без исключения предприятиях, где они есть, обязательно принимается коллективный договор, а это главный закон жизни трудового коллектива. Взять, к примеру, охрану труда. В прошлом году ни на одном предприятии, где действует первичная профорганизация (таких у нас 38), не было допущено случаев травматизма со смертельным исходом.

Да и вообще рыбакам пора понять простую истину: сегодня нет другой массовой общественной организации, кроме профсоюза, которая бы защищала их интересы и права.

Опрос провели Г. ГРИГОРЬЕВ и В. ЗЕМЛЯНСКИЙ.