Газета "Рыбак Сахалина"
26 ноября 2015 года

​Назовите правильный вариант

Обычно, говоря о задержанном промысловом судне под иностранным флагом, добавляют: «экипаж – граждане России». Но сейчас речь идёт о реальных иностранцах. Согласно заключенным межправительственным соглашениям, в добыче морских биологических ресурсов участвовало 221 судно, из них в промысле сайры – 172 японских и 12 корейских, лососёвых пород рыб – 27 японских судов. В настоящее время иностранные суда, получившие разрешение на вылов сайры и лосося в исключительной экономической зоне России, промысел завершили.

В связи с этим событием пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области разослала в СМИ следующий загадочный текст:

«В 2015 году, в качестве эксперимента, сахалинские пограничники изменили порядок государственного контроля иностранного промысла. Если раньше инспекторский состав Пограничного управления находился непосредственно на иностранных судах, осуществляющих промысел морских биологических ресурсов, то с этого года контрольно-проверочные мероприятия проводились инспекторским составом, находившимся на борту корабельного состава Пограничного управления в районе промысла и в морских контрольных пунктах. Как следствие, это привело к резкому повышению эффективности государственного контроля в сфере иностранного промысла.

В результате, с июня по сентябрь текущего года при добыче тихоокеанского лосося, сайры и других видов рыб судами сопредельных государств сахалинские пограничники вскрыли нарушения, основными из которых были: сокрытие части уловов от учета в судовых суточных донесениях, а также нарушения в ведении промысловой документации.

В ходе проверок в отношении 31 капитана судна и четырех юридических лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены штрафы. Одно японское судно, «Хоко Мару 10», задержано, его капитан привлечен к уголовной ответственности по ч.3 ст.256 УК РФ с наложением на него штрафа в размере 200 тысяч рублей и возмещением причиненного ущерба государству в сумме, превышающей 900 тысяч рублей. Свыше 4300 тонн тихоокеанского лосося вписано в счет погашения квоты, тем самым предотвращен вывоз неучтённых водных биологических ресурсов на сумму более 3,5 миллионов рублей.

Уже в октябре текущего года задержаны сразу два корейских судна, осуществляющих вылов сайры в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

На борту судна «Донг Ил-7» (порт приписки Пусан) выявлено 17,200 тонн сайры, неучтенной в промысловой документации, из них свыше 3,300 тонн которой выловлено сверх выделенных квот и не отражено в судовых суточных донесениях. Кроме этого, обнаружено 210 кг филе кеты, разрешение на добычу которой капитан предоставить не смог.

На рыбопромысловом судне «Тхе Бек 91» обнаружена неучтенная в промысловой документации продукция: 170 кг сайры мороженой и вяленой, 550 кг филе и голов кеты, 50 кг кальмара. Разрешение на добычу кеты и кальмара капитан также предоставить не смог.

В обоих случаях вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Стоит отметить, что подобные результаты достигнуты впервые – более чем за десятилетний период».

Вариантов понимания этого сообщения пресс-службы, исходя из полученного текста, два.

Первый: в течение 10 лет сахалинские пограничники контролировали иностранных промысловиков, находясь непосредственно на их судах. И в присутствии доблестных защитников интересов Российской Федерации японцы и корейцы шалить не смели. В этом году смотрящих в зелёных фуражках с иностранных судов убрали – в порядке эксперимента. Рыбаки сопредельных стран тут же начали приворовывать, кто – по мелочи, кто – десятками тонн.

Раньше эффективность работы ПУ ФСБ России по Сахалинской области была не заметна: никто в присутствии проверяющих не воровал, отчитываться было не о чем. А теперь – пожалуйста!

То есть, свою реальную эффективность пограничники Сахалина заменили эффектной отчётностью.

Нет оснований думать, что воровали только те капитаны, к судам которым пограничники подходили на своих сторожевых кораблях и осуществляли досмотр. Скорее всего, воровали на всех – на 221 японской и корейской шхуне.

Но, если исходить из цифр, приведённых в тексте сообщения, то пограничники проверили только 15,8 процента японских и корейских судов, имевших разрешение на добычу сайры и лосося в исключительной экономической зоне России. А 84,2 процента – не проверили.

И получается, что своим экспериментом сахалинские пограничники нанесли ущерб Российской Федерации на сумму стоимости уворованных водно-биологических ресурсов восемьюдесятью четырьмя целыми и двумя десятыми процента иностранных промысловиков.

Второй вариант: в течение 10 лет сахалинские пограничники, находившиеся на иностранных судах для осуществления контроля за рыбодобычей, вступали в сговор с иностранными рыбаками. Контролёры в зелёных фуражках на борту получали что-то себе в карман, а японские и корейские рыбаки воровали российские ВБР беспрепятственно.

Тогда выходит, что экспериментом 2015 года ПУ ФСБ России по Сахалинской области пресекло коррупцию в своих рядах и хотя бы 15,8 процента от украденного иностранными добытчиками всё-таки уберегло для страны.

Вопрос к сахалинским пограничникам: какой из вариантов правильный?

«Рыбак Сахалина» № 47 от 26 ноября 2015 г.