Выставка – индикатор интереса к отрасли
Яна ЯШИНА, Генеральный директор ООО «Фишньюс»О специализированных рыбохозяйственных выставках принято говорить как о возможности привлечь потенциальных клиентов, договориться о заключении новых контрактов, наладить партнерские связи. Но нельзя забывать и о том, что выставки в миниатюре отражают основные процессы, происходящие в отрасли. Какие выводы позволяют сделать специализированные выставки уходящего года – об этом в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывает генеральный директор ООО «Фишньюс» Яна Яшина.
– Рыбе и морепродуктам отводится серьезное место в обеспечении продовольственной безопасности страны. По логике вещей на выставках, посвященных продуктам питания, продукции из водных биоресурсов должно уделяться значительное внимание. Так ли это в действительности?
– Этой осенью я побывала на двух крупнейших выставках в сфере пищевой продукции – на Международной выставке продуктов питания и напитков «World Food Moscow 2011» и Российской агропромышленной выставке «Золотая осень».
«World Food Moscow» – это выставка, сегментированная по видам продукции: мясные, кондитерские и хлебобулочные изделия, плодоовощная продукция, чай и кофе и т. д. Отдельный павильон занимают рыба и морепродукты. Первое, на что я обратила внимание в этом году, – это снижение количества посетителей, причем для рыбных выставок это общая тенденция. Сам павильон «Рыба и морепродукты», как мне показалось, по разнообразию экспонируемой продукции уступал тому, что было в предыдущие годы. Практически нет новинок. Все большее место занимают иностранные производители, причем, например, Китай представляет достаточно много продукции глубокой переработки как из российского, так и из собственного сырья – например, различные закуски из кальмара.
Бросилось в глаза и то, что среди экспонентов выставки практически не было рыбодобывающих предприятий. Рыбопереработчики – в основном иностранные – были, а рыбаки – отсутствовали. Так, был представлен стенд Камчатского края, однако сидели там перепродавцы – те, кто покупает у дальневосточников продукцию и затем перепродает ее в Москве. Забавно, что они даже не имеют представления о деятельности компаний, продукцию которых «представляют», не знакомы с их руководителями.
Не видела я среди посетителей выставки и производителей оборудования для переработки рыбы, хотя рыбопромышленники должны быть им весьма интересны как перспективные клиенты.
Если говорить об оборудовании, то нужно упомянуть Международную выставку «Агропродмаш». Здесь противоположный случай: среди посетителей – те, кто желает заниматься переработкой рыбы, очень много тех, кто намерен развивать аквакультуру. Это в основном представители компаний, только начинающих работу в этой области, и их интересует самое простое оборудование – например, комплект, обеспечивающий полный цикл производства при его небольших объемах. На этой выставке представляют продукцию сотни компаний, но лишь малая часть – примерно 7% – хоть в какой-то степени интересуется рыбной отраслью и предлагает ей оборудование. Однако это в основном тяжелое, высокопроизводительное оборудование с большой степенью автоматизации, цена на которое вызывает у начинающих рыбаков легкий шок. Ничего подходящего для себя они там не находят. Что характерно, участвующие в «Агропродмаше» производители оборудования ориентированы, прежде всего, на нужды животноводства, мясопереработки и молочной промышленности. И это при том, что для мясной и молочной промышленности в последние годы в России построены сотни современных производств, оснащенных по новейшим технологиям, и новое оборудование им потребуется куда как нескоро, а в рыбной отрасли все в точности наоборот. До сих пор я не могу полностью ответить на вопрос: почему производителям молочной и мясной продукции необходимо и выгодно вкладываться в новое оборудование и технологии, а основной массе крупных производителей рыбопродукции это вообще не нужно. Ведь когда я прихожу на рынок, продавцы мяса не предлагают мне мертвую корову целиком, а рыбаки – пожалуйста. Непотрошеная, нечищеная, но свежая рыба. Тот самый лучший и полезный деликатес в непригодном виде. Сейчас немногие хозяйки еще помнят, как рыбу почистить, а те, кто помнит – уже не хотят этого делать.
Удивила меня ситуация и на выставке «Золотая осень», проходившей в Москве на ВВЦ. Это своего рода смотр достижений агропромышленного комплекса: различные регионы страны демонстрируют то, чем они богаты. Здесь и хлеб, и сыр, и колбасы. На некоторых стендах была также представлена рыба. Огромный павильон был отведен под сельскохозяйственную технику. Меня поразило, на что способна наша промышленность. Возможно, она не умеет выпускать хорошие автомобили, но она выпускает прекрасную сельскохозяйственную технику. Возникает вопрос: почему для рыбной промышленности в России практически никто ничего не хочет производить? Китайцы, корейцы российскую рыбу едят – они же поставляют и оборудование.
На мой взгляд, то, что крупные производители и поставщики оборудования «не видят» рыбной отрасли, – это серьезная недоработка их маркетинговых служб и отделов по региональному развитию. Это очень перспективный рынок, и деньги в нем есть.
– А компании других отраслей, чьи услуги также необходимы рыбной промышленности? Например, страховые фирмы. Они участвуют в рыбохозяйственных выставках?
– Страховщиков в этом сегменте не видела давно, банков и лизинговых компаний тоже нет. Недавно слышала от представителей страховых компаний, что проще и выгоднее застраховать автомобиль рыбака, чем его пароход. А от банкиров: «Пока не будет четкого указания «сверху» – рыбаки нам неинтересны».
Поэтому необходима ясная федеральная целевая программа развития и комплексной поддержки рыбного хозяйства, причем в полном объеме. В этой программе должна присутствовать не только непосредственно добыча рыбы, но и инфраструктура для ее переработки, хранения, морской и береговой логистики, восстановление запасов водных биоресурсов, судостроение и судоремонт, производство оборудования для рыбной отрасли, орудий лова, разработка новых технологий, экологическая составляющая. Я полагаю: если было бы возможно, наши рыбаки сами бы проложили рельсы до центра страны, чтобы не зависеть от ценового беспредела нашей транспортной монополии. Если есть монополия – должно быть четкое государственное регулирование цены в вопросах, касающихся перевозки продовольствия. Без государственной помощи, как организационной, так и финансовой, здесь не обойтись. Рыбный бизнес весьма специфичен, он затратен, связан с большим количеством рисков, нуждается в достойном научном сопровождении. Кроме того, нельзя забывать о том, что рыба – наше национальное богатство, которым нужно разумно распорядиться.
– Насколько активно участвуют в специализированных выставках компании основных рыбодобывающих регионов – Камчатского, Приморского краев, Сахалинской области?
– Данные компании в выставках практически не участвуют. Я уверена, что это связано с тем, что перед рыбаками не стоит проблема сбыта. Их продукт весьма востребован: рыбу ели, едят и будут есть. Не забывайте и о том, что наши соседи – Китай, Южная Корея, Япония – страны, где традиционно ценят качественные дары моря и готовы за них хорошо платить.
Экспоненты от основных рыбодобывающих регионов России присутствовали на Международной рыбохозяйственной выставке «Экспофиш», но там была другая проблема – недостаток посетителей. И вопрос здесь не в организационной поддержке. На мой взгляд, на сегодняшний день рыбная отрасль остается «ничейным ребенком». Если в сфере сельского хозяйства действует обширная государственная поддержка: для него и лизинговые программы, и кредиты, и льготы, то рыболовство и аквакультура на настоящий момент находятся в ином положении.
– Насколько сегодняшние рыбные выставки оправдывают слово «международные» в своем названии? Насколько активно в них участвуют иностранные представители?
– Участвовали и продолжают участвовать очень активно такие страны, как КНР, Республика Корея, Вьетнам. Однако если поехать в Брюссель, на «European Seafood Exposition», тогда можно по-настоящему понять, что значит международная выставка: здесь представлены самые разные страны. Однако российских участников практически нет.
Уместно также вспомнить выставку рыбы и морепродуктов «Seafood Russia», проводившуюся в Москве. На ней хорошо были представлены иностранные компании, однако во время кризиса эта выставка прекратила свое существование, и вместе с ней, я думаю, многие компании ушли с российского рынка.
– На Дальнем Востоке в настоящее время в области рыбного хозяйства проводится только одна специализированная выставка – сахалинская «Рыбная индустрия». Между тем производители оборудования для рыбной промышленности весьма заинтересованы в том, чтобы представлять свою продукцию в этих рыбных краях. Возможно, стоило бы создать в дальневосточном регионе больше выставочных мероприятий для рыбной отрасли?
– Думаю, что если бы на Камчатке сделали рыбохозяйственную выставку, она была бы аншлаговой. Я в этом абсолютно уверена. Однако выставка почему-то так и не появилась.
Вообще я подозреваю, что в российской рыбной отрасли по ряду причин нет конкуренции. Почему люди участвуют в выставках? Они хотят продать свою продукцию, найти новых клиентов. Ведь так? Это же конечная цель? Повышение прибыли, развитие компании. Если рыбаки не желают участвовать в выставках, это говорит о том, что у них, во-первых, нет проблем со сбытом своей продукции, а во-вторых, развиваться они не хотят.
А ведь есть куда двигаться! Мировой океан – мы теряем его год за годом, аквакультура – пожалуйста, растите рыбу, продукция глубокой переработки – ее очень мало делается в России, отходы практически не перерабатываются, а выбрасываются в море, вследствие чего в стране дефицит рыбной муки около 300 тыс. тонн в год. Однако в вопросах развития отрасли мы упираемся в проблему обновления флота и модернизации производств. К слову, на выставках, посвященных судостроению, рыбаки также никому не интересны. Никому, кроме иностранцев.
Ни одна экономика не может быть здоровой без конкуренции. На данный момент, исходя из того, что происходит на тех же специализированных выставках, могу сказать, что экономика в российской рыбной сфере больна.
Хочется верить, что ситуация изменится и люди смогут вкладываться в долгосрочные, серьезные и денежные проекты, в рыбный бизнес, с его рисками, затратностью и трудоемкостью.
– Сегодня программа многих, если не всех, рыбных выставок предусматривает обширную деловую часть – круглые столы, семинары, презентации и т. д. Насколько, на ваш взгляд, такие мероприятия востребованы и необходимы? Насколько они интересны для участников и гостей выставок?
– Любой круглый стол должен быть хорошо организован. И здесь велика значимость отраслевых ассоциаций. Организаторам круглых столов гораздо проще вести работу с объединениями рыбопромышленников, так как открытые, грамотно функционирующие ассоциации имеют абсолютно четкую позицию по всем актуальным вопросам и способны ясно обозначить темы для диалога с властью.
В плане консолидации профессионального сообщества есть положительные тенденции. Так, наше информационное агентство Fishnews.ru плотно сотрудничает с Ассоциацией добытчиков минтая – это объединение известно своей сильной организацией и грамотной политикой. Консолидируются и переработчики: успешно функционирует Союз переработчиков морепродуктов, с которым мы также сотрудничаем.
Хочется, чтобы процессы объединения продолжались: ведь, как показывает практика, власть всегда слышит правильно сформулированную, консолидированную позицию. Отрасли нужна публичность и организованность, тогда, я думаю, проводимые круглые столы будут действительно эффективны.
Со стороны Федерального агентства по рыболовству наблюдается готовность участвовать в таких мероприятиях и отвечать на поставленные вопросы. Но задавать их должен бизнес: именно он должен четко формулировать, что необходимо на данном этапе.
Со своей стороны РИА Fishnews.ru всегда готово предоставить грамотным управленцам, отраслевым объединениям возможность высказать свою позицию по тому или иному актуальному вопросу, поднять животрепещущую проблему. И флагманы отрасли пользуются этой возможностью с успехом для себя.
Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2011 г.