Сахалинские ученые обеспокоены прессом на запасы корюшки
СахНИРО проанализировал любительский лов корюшки. В институте считают: на промышленный лов этой рыбы у юго-восточного Сахалина нужно ввести запрет, так как рекомендованные объемы уже освоили рыбаки-любители.
Специалисты Сахалинского НИИ рыбного хозяйства и океанографии не раз отмечали, что любительский лов может оказывать существенное давление на водные биоресурсы. В связи с этим в институте в последнее время проводятся исследования, направленные на сбор и анализ материалов, характеризующих любительское рыболовство на Сахалине. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе СахНИРО, в зимний период самым популярным у жителей острова является подледный лов тихоокеанской зубастой корюшки и дальневосточной наваги. Одной из основных задач исследования стала оценка ориентировочной величины изъятии этих видов и сбор материалов по их биологическим характеристикам.
Для проведения работы сотрудники института выбрали полигон (ледовый припай) на участке от поселка Фирсово до поселка Стародубское – одно из традиционных мест любительского лова корюшки. В этом районе в период со 2 февраля по 21 марта визуально оценивалось количество рыбаков, находящихся на льду, либо число машин, припаркованных в районах лова. В основных местах сбора рыбаков специалисты опрашивали сто и более человек: институт интересовала величина улова. Для биологического анализа и массовых промеров рыбу ловили в этом же районе аналогичными любительскими снастями. В результате средняя масса корюшки в уловах, принятая для расчетов, составила 78,2 г при средней длине 21,1 см, наваги – 134 г и 24,4 см.
Вылов корюшки в разные дни в период наблюдений существенно колебался. Если обычно добывалось в среднем 50-100 экземпляров на человека, то бывали дни, когда, как говорят рыбаки, «ловят все», – в этом году рыбалка активно шла 9, 10, 12 и 13 марта. Такие дни характеризовались и максимальным количеством рыболовов (не менее 3,5 тыс. человек). В качестве примера расчетов вылова в дни с наибольшей интенсивностью в СахНИРО привели данные, полученные 13 марта. В районе было отмечено 1473 автомобиля. В среднем количество людей составило 2,5 человека на машину, соответственно, на льду – 3682 рыбака. Вылов зубастой корюшки колебался от 80 до 350 экземпляров, в среднем 176 экземпляров на человека. Навага прилавливалась в количестве от 45 до 200 экземпляров, в среднем 76,5 экземпляра. Учитывая средний вес рыб, в институте рассчитали суточный вылов – 50,7 тонны зубастой корюшки и 37,7 тонны наваги. Полученные цифры характеризуют добычу в дни с высокой интенсивностью лова, в ходе которых суммарный вылов зубастой корюшки мог составить 203 тонны, а наваги – 151 тонна.
Для остальных дней вылов был ниже и составлял, по минимальной оценке, зубастой корюшки – от 0,3 до 19,6 тонны (в среднем 5,6 тонны), наваги – от 1 до 20,1 тонны (в среднем 7,4 тонны). За вычетом дней с плохой погодой суммарный вылов за «обычные» дни, по приблизительным оценкам, мог составить для зубастой корюшки не менее 178 тонн, для наваги – 184 тонны.
В целом за период наблюдений на участке от поселка Фирсово до поселка Стародубское рыбаки-любители ориентировочно добыли 381 тонну зубастой корюшки и 334,6 тонны наваги. В институте отметили, что есть еще один масштабный район любительского лова – несколько южней выбранного полигона, в заливе Мордвинова. По всей видимости, по итогам сезона объемы вылова корюшки и наваги в этом районе будут сопоставимы с вышеуказанными, считают в СахНИРО.
По данным института, добыча зубастой корюшки рыбаками-любителями только у юго-восточного Сахалина исчисляется сотнями тонн. При этом утвержденный рекомендованный вылов этого вида вдоль всей Восточно-Сахалинской подзоны составляет 590 тонн. Из них в заливе Анива – 418 тонн, у северо-восточного побережья Сахалина – 22 тонны, а у юго-восточного побережья (включая залив Терпения) – 150 тонн. Таким образом, рекомендованная для юго-востока величина изъятия корюшки уже освоена и даже превышена, по-видимому, в разы, полагают в научно-исследовательской организации. Однако поскольку официальной статистики по уловам рыбаков-любителей нет, рекомендованный объем в 150 тонн сохраняется и может быть использован в промышленном рыболовстве. «С точки зрения логики и рациональной эксплуатации ресурсов, следует ввести запрет на промышленный лов зубастой корюшки у юго-восточного Сахалина и в заливе Терпения, поскольку ресурс уже изъят при любительском рыболовстве. Но примет ли комиссия по анадромным видам рыб такое решение на основании экспертных (неофициальных) оценок вылова – не известно. Если не примет, то тогда придется признать, что вылов зубастой корюшки на сегодня равен нулю, о чем свидетельствует официальная статистика. Кроме того, масштабный любительский лов корюшки продолжается, и возможности оперативно остановить его нет, поскольку граждане имеют право осуществлять любительское рыболовство свободно и бесплатно на водоемах общего пользования. Следовательно, промысловая нагрузка на ресурс корюшки будет только возрастать. Справится ли популяция с таким прессом – покажут дальнейшие исследования», – заявили в институте.
В СахНИРО отметили, что любительский лов корюшки стихийно перерастает в коммерческий. «Вдоль берега и подъездных дорог, где граждане осуществляют лов корюшки, организована масштабная скупка рыбы, которая, безусловно, стимулирует еще большие объемы ее изъятия. И уж совсем непригляден тот факт, что недобросовестные рыболовы-любители (а таковых немало), наловив зубастой корюшки, оставляют на льду кучи свежей наваги, которая, по их мнению, представляет меньшую ценность. Если вспомнить, какие споры за право поймать навагу вентерями или малыми судами разворачиваются на Сахалине в январе между промысловиками, то такое отношение к рыбе любителей порыбачить у лунки просто недопустимо», – считают в институте.
РИА Fishnews.ru