Выступление президента Ассоциации добытчиков минтая Германа ЗВЕРЕВА на заседании Коллегии Федерального агентства по рыболовству
Уважаемый Виктор Алексеевич! Уважаемые участники коллегии!
Начну с главного – с денег.
Финансовые результаты минувшего года не очень нас радуют. В 2009 году отраслевая прибыль возросла почти в два с половиной раза, в 2010 году – всего на 10%. Долго работать на повышенных оборотах «финансовый двигатель» отрасли пока неспособен, поэтому торможение прибыли оказалось слишком резким. Особенно на фоне ожиданий предприятий, на фоне острейших отраслевых проблем, но что самое странное – на фоне инфляции потребительского рынка.
Вылов растет. Денежная выручка отрасли растет. Главные показатели отрасли растут со средней скоростью 8% в год. Для другой отрасли народного хозяйства такое «синхронное плавание» экономических показателей может считаться нормальным. Но не для рыбной отрасли. Почему? Потому что при таких темпах роста не накапливается запас «финансового топлива», достаточный для обновления флота. Если не переломить ситуацию, если положиться на инерцию – через десять лет объем инвестиций доползет аж до 10 млрд. рублей в год. Это – плохая перспектива. Плохая для государства. Плохая для бизнеса. Плохая для потребителя. Что нужно менять?
Структура российского рынка рыбопродукции такова, что рыбакам достается всего пятая часть доходов рынка. Денежный оборот рыболовства в 2010 году – 108 млрд. рублей, денежный оборот российского рыбного рынка – почти 500 млрд. рублей. Половина доходов рыбного рынка уходит не рыбакам и переработчикам, а в сектор логистики, в оптовую и розничную торговлю.
Мировой рыбный рынок устроен иначе: логистика и торговля больше 20% совокупного дохода рынка не получают! А у нас рыбаки зажаты тисками. Затраты производства растут быстрее, чем денежная выручка; торговая наценка растет быстрее отпускных цен. По сравнению с ростом цен на сахар-сырец, на молоко, на овощи отпускные цены на рыбу, по сути, стабильны.
Потребление рыбопродукции в стране растет, но денежный поток растущего рыбного рынка оседает не у рыбаков. В 2009 году эти тиски ненадолго разжались, отсюда – резкое увеличение отраслевой прибыли и снижение отраслевого убытка, отсюда – заметный всплеск инвестиций. В 2010 году тиски снова стали сжиматься.
2011 год будет еще труднее. Нефть дорожает, дорожает топливо. Три года назад из-за этого отраслевая прибыль упала на 25%, а отраслевой убыток вырос в два с половиной раза. В нынешнем году увеличены отчисления в пенсионный фонд, а значит, вырастет и вторая по значимости статья расходов – оплата труда. Может получиться так, что при общем росте денежной выручки, отраслевая прибыль поползет вниз.
Возможен ли в таких условиях инвестиционный рывок? Если возможен, за счет каких решений? Попытка ответить на эти вопросы предложена в Стратегии развития рыболовного флота. Этот документ готовится к заседанию Правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу.
Впервые программа развития флота увязана с финансовым прогнозом рыбного рынка, впервые берет в расчет существующий промысловый пресс на водные биоресурсы, учитывает структуру отрасли. Стратегия определяет ежегодную потребность инвестиций в 15 млрд. рублей – в четыре раза выше нынешнего уровня. Причем не через десять лет, а уже через год-полтора.
Работа над «технической начинкой» Стратегии продолжается, потому что нужен анализ наиболее эффективных и рациональных технических решений мирового уровня, требуется свежий и нестандартный подход. К сожалению, обязан отметить определенную самоуспокоенность бизнеса. Есть островки передовых технологий, но массовым явлением их назвать пока нельзя. Внутренняя потребность бизнеса в технологическом обновлении, конечно, существует, но ее голос звучит не очень громко и не очень веско. Его заглушают другие голоса: неуверенность в будущем, устоявшиеся привычки, инерция ежедневной текучки. Чтобы развивать потребность к технологическому обновлению, есть три предложения.
Первое предложение. Запретить введение дополнительных административных барьеров для промысла. Все мыслимые меры контроля уже прописаны в законе и Правилах рыболовства, но нет предела фантазиям и усердию контролеров. Приведу свежий пример. Росрыболовство готовится ужесточить процедуру выдачи разрешений на вылов, готовится переписать постановление Правительства № 775. В чем суть? Приватизация порвала сухожилия единого рыбохозяйственного комплекса. Сейчас они постепенно залечиваются, в том числе благодаря использованию арендуемого флота. Теперь сухожилия хотят перерезать заново придуманной процедурой выдачи разрешений. Все рыбаки – от Камчатки до Калининграда – предупреждают: получится снижение вылова. Мы считаем эту идею, другие идеи, затрудняющие промысел, убийственными для инвестиционного роста.
Второе предложение. Отменить экспортную пошлину на продукцию из водных биоресурсов. Экспортная пошлина в российских условиях не является инструментом переадресации водных биоресурсов на внутренний рынок. Зачем загонять выловленную рыбу на внутренний рынок насильно, если люди не могут эту рыбу купить? Не могут, потому что цена на прилавке растет, и ценники рисуем не мы. Экспортная пошлина работает не на увеличение доступности рыбы для переработчиков, для покупателей, экспортная пошлина работает только на изъятие выручки у рыбака. Отмена экспортной пошлины увеличит запас «финансового топлива» для инвестиционного рывка.
Третье предложение. Изменять распределение доходов от рыбного рынка. До тех пор, пока большая часть денежного потока не доходит до изначального звена – до рыбака. До тех пор, пока доход от расширения рынка остается рентой для сектора торговли. До тех пор пока денежные потоки устроены таким образом – наиболее капиталоемкий сектор обречен подбирать крохи от доходов рынка. Нужен иной формат взаимодействий сектора добычи и переработки, сектора доставки и хранения и сектора торговли. Сочетание законодательных механизмов (например, в виде закона о торговле), административных регуляторов (в виде антимонопольной службы) и экономических стимулов (в виде субсидий), – все вместе позволит перенаправить денежные потоки рыбного рынка в целях инвестиций.
Рассчитываем, что наши предложения будут учтены в решении коллегии. И в завершении, Виктор Алексеевич, большое Вам спасибо за помощь в принятии закона о штормовых укрытиях. После Вашего звонка Грызлову закон в пятницу рассмотрен во втором чтении и скоро будет окончательно утвержден. Это как раз то, о чем я уже сказал – устранение ненужных придуманных барьеров для промысла.
РИА Fishnews.ru
Март 2011 г.