Аквакультура

24 июня 2013 года
Аквакультура дождалась

Аквакультура дождалась

21 июня Госдума приняла закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». У документа есть определенные недостатки, однако он способен дать толчок развитию аквакультуры, считают представители рыбной отрасли.

В пятницу Государственная Дума приняла ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрение закона в Совете Федерации запланировано на 26 июня.

Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в этой области.

– Роль закона об аквакультуре сложно недооценить. Этот закон ждут уже давно. На его разработку ушло больше пяти лет, во всяком случае, первое серьезное поручение по этому поводу было дано в Астрахани в 2007 году по итогам госсовета, – комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.

Собеседник Fishnews отметил, что закон, к сожалению, не учел всех пожеланий, которые вносились на разных этапах его проработки. «Очень слабо прописаны государственные меры по финансовой поддержке развития рыбоводного бизнеса. Не удалось прописать все направления, по которым возможна господдержка, но в основных принципах закона хотя бы продекларировано, что такая поддержка может осуществляться. И будем надеяться, что с помощью других финансовых механизмов, в том числе государственной программы, которая сейчас принята, и федеральной целевой программы, эти вопросы будут решены», – заявил президент ВАРПЭ.

Отдельная статья закона посвящена рыбоводным участкам – водным объектам и (или) его частям, участкам континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, используемым для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Оговаривается, что рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Право собственности возникает в соответствии с гражданским законодательством, при этом те предприятия, которые занимаются пастбищной аквакультурой, приобретают право собственности на добытые объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и актом выпуска.

«На мой взгляд, основным в законе об аквакультуре является то, что все-таки сформулированы механизмы доступа к использованию естественных водоемов через рыбоводные участки. С другой стороны, закреплено право собственности на тот ресурс, который будет получен предпринимателем», – считает Александр Фомин. По мнению президента ассоциации, эти два момента будут способствовать развитию аквакультуры в стране.

В законе прописано, что товарная аквакультура (товарное рыбоводство) – вид предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.

В отрасли принятие закона об аквакультуре оценивают как шаг вперед. Понятно, что закон несовершенен, но в любом случае нужно приступать к его реализации, убежден президент ВАРПЭ. В дальнейшем, с учетом правоприменения, хозяйственной деятельности, будут проявляться различные нюансы, возникнут дополнительные вопросы, которые можно либо регулировать в рамках подзаконных актов, либо со временем вносить поправки в закон. «В любом случае мы считаем, что это важный шаг, который может действительно дать толчок развитию аквакультуры в Российской Федерации с точки зрения нормативно-правовой основы», – подчеркнул руководитель Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Для того чтобы аквакультура стала привлекательной, прибыльной и востребованной населением, безусловно, потребуется и ряд других мер – организационных, финансово-экономических и т. п., обратил внимание Александр Фомин: «Если все эти факторы сложатся, тогда мы действительно сможем сделать большой шаг в развитии аквакультуры. Наши климатические условия, конечно, не позволяют развивать рыбоводство до тех масштабов, как в Китае, Вьетнаме и других азиатских странах. Тем не менее наличие большого фонда водоемов позволит хоть как-то сдвинуть это с мертвой точки».

За счет принятия закона планируется решить проблемы в сфере регулирования не только аквакультуры, но и прибрежного рыболовства: предусмотрена возможность перегрузки уловов и производства на судах рыбной и иной продукции из водных биоресурсов при осуществлении «прибрежки».

«В части прибрежного рыболовства, важно, что эта поправка была включена в закон об аквакультуре, несмотря на то что этот вопрос вроде бы не является предметом регулирования закона. В данном случае это была просто добрая воля Минсельхоза России и Правительства, которые не стали откладывать злободневный вопрос на осень и присовокупили эту норму к блоку поправок в части аквакультуры, которые вносят изменения в закон о рыболовстве. Очень приятно, что комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддержал эти поправки, депутаты единогласно высказались за необходимость их принятия», – заявил президент ВАРПЭ.

Он обратил внимание на то, что в законе не прописана прямая норма, которая позволила бы законодательно установить критерии по видам биоресурсов, являющихся объектами промысла, – какие можно перерабатывать на судах, а какие нельзя, какие можно доставлять путем перегрузки и т. д. «Это действительно сложный вопрос, он непрост с точки зрения федеральной власти, потому что у нас огромная страна, у разных регионов есть свои особенности по видам промысла, по добываемым объектам, по инфраструктуре, где-то есть береговая переработка, где-то нет и ее просто невозможно осуществлять», – отметил Александр Фомин.

В связи с этим в законе предусмотрено, что районы добычи и виды водных биоресурсов, в отношении которых будут разрешены перегрузка и производство продукции на судах, будут определены Правительством по представлению органов госвласти прибрежных регионов.

«С принятием закона первый этап решения проблемы прибрежного рыболовства, на наш взгляд, будет преодолен. Но останется второй этап – непосредственно выпуск подзаконных актов по всем регионам. Здесь, конечно, важно, чтобы эта работа была слаженной. Сейчас у ведомств разные подходы к решению проблемы «прибрежки». Если Федеральное агентство по рыболовству, как собственно и рыбаки, не видит ничего страшного в том, чтобы осуществлять на судах переработку рыбы, а затем доставлять эту продукцию на территорию прибрежных субъектов для дальнейшей реализации, то Пограничная служба увязывает этот вопрос с обязательной доставкой уловов на берег в непереработанном виде», – обрисовал подробности президент ВАРПЭ.

По мнению Александра Фомина, работа по подготовке подзаконных актов будет непростой, но губернаторы, с учетом того что они несут основную ответственность за развитие территорий, подготовят взвешенные предложения – «какие объекты безусловно нужны для развития берега, а какие можно добывать и перерабатывать в море, чтобы не снизить вылов, не уменьшить налоговые поступления, не потерять рабочие места и не создать массу других социально-экономических проблем».

Fishnews