Представители вузов и работодатели обсудили перспективы взаимодействия
В Дальрыбвтузе прошло заседание координационного учебно-методического совета по образованию в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности. Вместе собравшиеся искали пути повышения эффективности сотрудничества в рамках общей задачи – подготовки кадров для отрасли.
Во встрече приняли участие председатели и члены учебно-методических советов по образованию, представители вузов, администрации Приморского края, крупнейших рыбопромышленных компаний региона и отраслевых ассоциаций, сообщает корреспондент Fishnews.
Как отметил директор департамента рыбного хозяйства Приморья Александр Передня, задача, несмотря на обоюдное желание и стремление ее решить, не из легких.
– Когда знаешь, чем живет отраслевое образование, проще выбирать приоритеты, на которых сосредоточиться. Наша главная задача сегодня – сделать предприятия ближе к процессу подготовки кадров, то есть ближе к науке. Только обоюдная коммуникация будет способствовать достижению результатов – высокотехнологичных и необходимых людям, – сказал руководитель регионального ведомства.
По мнению Александра Передни, высшее образование специалисты должны получать только «по контракту с предприятиями». «Совместно с вузом должна быть разработана конкретная программа подготовки, предприятие будет ее оплачивать, и тогда из стен университета выйдет «прикладной» специалист с теми знаниями, которые нужны здесь и сейчас», – обозначил ключевые моменты директор департамента.
Пока же каждый идет своей дорогой. У преподавателей и работодателей совершенно разное понимание того, каким должен быть будущий специалист, что он должен уметь, соответственно, как и чему его надо учить. Очень ярко эту проблему продемонстрировал в своем докладе заместитель председателя президиума Дальневосточного учебно-методического центра Анвир Фаткулин.
– В то время когда работодатели на первое место ставят умение будущих работников проводить моделирование процессов и систем, преподаватели считают важным развить способность проводить предпроектное обследование объектов. На втором месте у работодателей – способность организации работы малых коллективов исполнителей, у преподавателей – системный анализ предметной области, – рассказал он.
– Действующие образовательные стандарты действительно не гармонируют с реальным рынком труда. Программы образования излишне консервативны: не позволяют подготовить выпускников к постоянно изменяющимся потребностям рынка труда, – подтвердил зампредседателя координационного совета в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности Игорь Ким.
В итоге профессиональное образование и практика существуют параллельно и практически не пересекаются. И у той, и у другой стороны на то свои причины. Так, в вузах не хватает преподавателей-практиков. Производственники не спешат читать лекции и тем более совмещать основную деятельность с научной – как в силу занятости, так и из-за невысокой оплаты труда приглашенных лекторов. Производственная практика на предприятиях краткосрочна и не позволяет наработать необходимые навыки.
Но точки для общего приложения сил есть, и на них нужно и, главное, возможно обратить внимание уже сегодня. Представители и образования, и бизнеса согласились с тем, что без разрешения имиджевых вопросов ни учить, ни звать на работу нет смысла.
Повышение престижа профессий, связанных с морем, требует немедленных действий, пришли к выводу участники совещания.
По словам Александра Передни, больше всего отрасли не хватает сотрудников инженерного состава, штурманов.
– Вузы их готовят, но студенты не идут в море, ведь есть не хуже оплачиваемая альтернатива на берегу. Имидж «технических» профессий невысок, а имидж труда рыбака еще ниже. Это объективная реальность. Не решив имиджевый вопрос, серьезно мотивировать будущих специалистов мы не сможем, – сказал руководитель департамента.
Надо работать и с ментальностью. Ведь сегодня, столкнувшись с проблемой, предприятия начинают самостоятельно искать пути ее решения вместо того, чтобы обратиться в вуз. Специалисты же (например на флоте) крайне неохотно перенимают опыт иностранных коллег.
– Воспитание кадров – это дорога с двусторонним движением. И это работа над собой. Диалог между предприятием и вузом должен идти по всем направлениям, – заключил Александр Передня.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов согласился, что сейчас нарушена связь между обучением и производством. «Однако все развивается успешно и все существует», – заметил руководитель АРПП. Поэтому необходимо найти баланс интересов. Возможно, в вопросах профподготовки, как и при их обсуждении, мы чаще следуем клише, а не реагируем на запросы нового дня.
Свое слово сказали и работодатели. Специалист по производству РК «Восток-1» Максим Лабуз отметил, что на рынке, в силу специфики деятельности отраслевых предприятий, рекламы самих компаний очень мало. Поэтому преподавателям следует активней направлять студентов, рассказывать им о компаниях, иначе у будущих специалистов есть шанс попасть в компании-однодневки и, получив отрицательный опыт, навсегда забыть о море. «Мы же в свою очередь готовы не просто проводить дни открытых дверей или устраивать экскурсии на производство, но с удовольствием примем ребят на практику. У нас открыты вакансии судоводителей, судомехаников», – сказал представитель предприятия.
Чтобы студенты шли в отрасль активнее и охотнее, с ними надо говорить на их языке, уверен директор по организационному развитию и управлению персоналом ГК «Доброфлот» Дмитрий Иншаков.
Он рассказал о необходимости использования современных тренингов, возможности участия в программе WorldSkills, об опыте внедрения кадетских программ (корпусов).
– Имеет смысл работать с первых курсов, а лучше – со школы. Эту практику надо перенимать. Создавать специальные классы, школы. У нас сегодня сложилась ситуация, когда выпускников из Дальрыбвтуза привлекать сложнее, чем из Крыма, Керчи, Архангельска, – обратил внимание Дмитрий Иншаков.
Говоря о сложности привлечения кадров в отрасль, он заметил, что по-прежнему большой пласт специалистов «теряется после армии». «Этот год их отрывает от профессиональной деятельности, и очень многие не возвращаются», – сказал представитель группы компаний. В качестве вариантов решения проблемы он предложил, во-первых, рассмотреть возможность введения альтернативной службы на судах, во-вторых, возможность предоставления дополнительной отсрочки от армии, что позволит нивелировать разрыв между теоретическим и практическим курсами и в дальнейшем вернуть специалиста на предприятие.
Дмитрий Иншаков обратил внимание на необходимость взаимного вовлечения предприятий и преподавателей в образовательный процесс. «Мы готовы привлечь наших специалистов для преподавания в вузах. Готовы также предоставить практику не только студентам, но и преподавателям, чтобы и они могли на реальном производстве опробовать свои знания», – сообщил представитель бизнеса. В рамках работы над повышением качества компетенций будущих специалистов, группа компаний «Доброфлот» готова принимать участие в проработке учебных программ, планов, в экзаменах и т.д.
Дмитрий Иншаков сообщил о нехватке не только «технических» специалистов и специалистов среднего звена, но и заявил о реальной потребности в перспективных управленцах. «Мы не можем найти молодых организаторов производства», – сказал он. Представитель группы компаний предложил устроить своеобразный отбор: по формальным критериям выбрать для начала тех, кто отличился в академическом плане, затем по методикам – потенциальных управленцев и предложить им программу бизнес-тренингов: от вхождения в коллектив до планирования и организации работы в команде.
Несмотря на озвученные трудности и проблемы, в целом участники совещания оценили текущий опыт совместной работы, скорее, как положительный и договорились и впредь действовать сообща и прислушиваться друг к другу. Договорились сотрудничать в вопросах развития целевого набора и сопровождения «целевиков» по востребованным на предприятиях направлениям. Привлекать работодателей к мониторингу и прогнозу потребностей рынка труда. Вместе работать над развитием прикладного бакалавриата (обеспечивает прикладные квалификации выпускников). Привлекать работодателей к подготовке учебных планов, методик, совместно проводить семинары, тренинги. Вместе работать над формированием «идеального выпускника».
Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews – «Молодые капитаны»
Май 2015 г.